Дело табак, или как Мегаполис с Оптимой курили трубку мира

Российский рынок производства и реализации табачной продукции в силу своего динамичного развития нередко в последнее время подвергается различным пертурбациям в виде слияний и поглощений.

Подтверждением является информация Коммерсанта о том, что основатель старейшей отраслевой ассоциации Табакпром (в ее состав входит 15 российских предприятий) Василий Теревцов сложил с себя полномочия генерального директора этой организации. Для сохранения работоспособности ассоциации и с учетом интересов всех ее членов, я решил уйти, - проинформировал он деловое издание, отказавшись от более подробных комментариев.

Теперь пост генерального директора Табакпрома займет глава Ассоциации рекламодателей (АР) Вадим Желнин, который будет сидеть сразу на двух стульях, поскольку, по его словам, ему предоставлена возможность продолжить работу во всех ключевых проектах АР. По мнению экспертов, в том числе и работающих в Табакпроме, Василий Теревцов покинул свой пост из-за разногласий с одним из самых влиятельных членов ассоциации British American Tobacco, который не одобрил бюджет Табакпрома на 2007 год, к тому же по ряду других внутренних ключевых вопросов компания ВАТ перестала сходиться с Василием Теревцовым во мнении.

Как стало известно, инициатором выдвижения кандидатуры Вадима Желнина также выступил ВАТ. Это признал и директор по корпоративным отношениям ВАТ Александр Лютый, который заявил, что его компания принимала участие в обсуждении структуры Табакпрома, однако решение было коллективным.

Реклама на веке

Со сменой руководства Табакпрома экспертам стало окончательно ясно, чьи интересы представляют две существующие сегодня в России отраслевые ассоциации: Совет по развитию табачной промышленности своих основателей Philip Morris и JTI, а Табакпром - British American Tobacco.

Другое событие на табачном рынке в эти дни разворачивается в сфере дистрибьюции продукции. На днях стало известно о том, что группа Мегаполис договорилась об объединении с крупнейшим дилером табачного рынка компанией Оптима. Причем, это не первый шаг Мегаполиса к монополизации рынка в ноябре-декабре 2006 года компания скупила активы других своих конкурентов эксклюзивных дистрибьюторов Philip Morris Меркурия и Тен-трейда.

Как замечает Коммерсант, параметры сделки в Мегаполисе не раскрывают, отмечая лишь, что нынешние акционеры Оптимы останутся держателями миноритарных пакетов этой компании. Участники же рынка оценивают 100% Оптимы минимум в 200 млн. долларов.

В свою очередь управляющий директор Philip Morris Лео Маклохлин, комментируя сделку, понадеялся на то, что деятельность обеих компаний будет гораздо более эффективной с точки зрения предоставления лучшего сервиса предприятиям розничной торговли.

По данным экспертов рынка, совокупный оборот Мегаполиса, являющегося эксклюзивным дистрибьютором Gallaher Ligget-Ducat, Imperial Tobacco и Altadis, в 2006 году составил 2,5 млрд. долларов, а Оптимы - 1, 1 млрд. долларов.

По мнению генерального директора аналитического агентства Бизнес Аналитика Андрея Стерлина, объединенная компания будет контролировать 55% продаж сигарет в России. По его словам, это первый случай в российском потребительском секторе, когда появляется дистрибьютор с такой долей рынка.

Заметим, что по закону О конкуренции сделки между компаниями, совокупная выручка которых превышает 6 млрд. рублей, должны быть согласованы с Федеральной антимонопольной службой. В связи с этим Век обратился сегодня к начальнику управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС России Сергею Пузыревскому с просьбой прокомментировать ситуацию.

В связи с тем, что мы еще не получали ходатайство от Мегаполиса, конкретную ситуацию я комментировать не буду, сказал он. Однако, он не преминул заметить, что ФАС сталкивалась с подобными ситуациями на других товарных рынках и имеет опыт их рассмотрения и вынесения решения.

По словам Сергея Пузыревского, ФАС в таких случаях выносит два вердикта либо отказ в слиянии, что случается в большом количестве случаев, либо согласие, но с выставлением поведенческих условий, определяющих, какие действия должна предпринять вновь образуемая в результате слияния компания, чтобы обеспечить развитие конкуренции.

Как правило, ФАС обязует такие компании не повышать цены без согласия антимонопольного органа, не препятствовать допуску, не ограничивать производителей в заключении договоров и так далее, - пояснил Сергей Пузыревский.

Уход с поста генерального директора Табакпрома Василия Теревцова и объединение Мегаполиса с Оптимой, судя по всему, являются звеньями одной цепи. И в первом, и во втором случае в числе фигурантов значатся крупные западные табачные компании British American Tobacco, Philip Morris, JTI , Imperial Tobacco и Altadis.

Сбрасывать со счетов версию о том, что в ближайшее время может начаться очередной виток экспансии иностранных производителей табачных изделий на российский рынок, который по объему потребления занимает третье место в мире после США и Китая, думается, нельзя.

Реклама на веке
Правительство строит планы растрат Алкоголиков вылечат рублем