18+
  1. РСПП не отстоит управдомов-«швондеров»?

РСПП не отстоит управдомов-«швондеров»?

РСПП не отстоит управдомов-«швондеров»?
Управляющие компании, оказывающие некачественные услуги ЖКХ, предлагают наказывать гораздо строже. Минстрой РФ также дал понять: он не уступит РСПП, который недавно просил кабмин не вводить штрафы для недобросовестных управдомов. УК все же будет платить 50% от неправильно рассчитанной суммы в квитанции и 30% - за плохую работу.

Уже в нынешнем году законопроект Минстроя о моментальной дисквалификации УК, оказывающих жильцам некачественные услуги, может быть принят. Согласно документу, решение о наказании неблагонадежных управдомов будут принимать жилинспекторы на основании двух штрафов, которые они смогут выписывать даже без санкции суда.

По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, сейчас забрать дом у управляющей компании действительно непросто: судебные слушания отнимают много сил и времени. И пока идут разбирательства, компании-вредители продолжают наводить свои порядки в ЖКХ – так быть не должно. «На добросовестных участниках рынка это не отразится», - заявил Чибис, добавив, что если решение инспектора покажется УК неправомерным, они всегда могут оспорить его в суде.

Таким образом Минстрой планирует еще больше ужесточить контроль в отрасли. Ранее, напомним, ведомство выступило с другой инициативой – брать с управдомов, оказывающих некачественные услуги ЖКХ, штрафы в пользу потребителей – соответствующее постановление правительства должно быть подписано до конца апреля. Предполагается, что УК будет платить 50% от неверно рассчитанной суммы в квитанции и 30% - за плохую работу.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), как известно, выступил против этих мер. Бизнесмены обратились к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой не вводить штрафы за предоставление некачественных услуг ЖКХ. По мнению представителей РСПП, введение такой административной ответственности усилит нагрузку на бизнес, но вряд ли будет способствовать повышению качества коммунальных услуг.

В письме, подписанном главой РСПП Александром Шохиным, говорится также о том, что «в ряде городов до сих пор не утверждены документы по комплексному развитию территорий, в том числе – схемы теплоснабжения». То есть поставщики не могут планировать развитие и обновление инфраструктуры, а штрафы лишь усугубят их положение. Предприниматели также высказывают претензии к юридической и технологической частям законопроекта Минстроя. В РСПП указывают на противоречия Гражданскому кодексу в той части, которая устанавливает санкции за нарушение договорных обязательств, не являясь при этом федеральным законом. Кроме того, отмечается, что общедомовые приборы учета установлены все еще не везде, и это может послужить поводом для многочисленных споров.

Но в Минстрое категорически не согласны с претензиями представителей РСПП, которые, похоже, считают нормальным, что потребители будут платить и без того немалую и полную стоимость за ЖКХ, но при этом не получать услуги должного качества. Оставлять население один на один с обнаглевшими УК в ведомстве вроде бы не собираются. «Правила должны быть четкими, а ответственность за неисполнение - жесткая, - уверен Андрей Чибис. - Лучшего стимула повысить качество услуг для жильцов на данный момент не существует. Если управдомы будут отвечать за промахи рублем, то и отношение к потребителям у них будет более трепетное». В противном случае из наших кранов будет все так же течь ржавая вода, без предупреждения будут отключаться свет или отопление, на голову продолжат падать сосульки, а управдомы не понесут за это ответственности?!

Замминистра также добавил: все дискуссии на эту тему прошли, все решения приняты. Интересно, что РСПП в данном случае защищает не здоровую конкуренцию и развитие рынка ЖКХ за счет отбора лучших управляющих компаний, а преследует какие-то иные цели. На запрос «Века» по этому поводу представители РСПП , впрочем, не ответили.

Источник «Коммерсанта» в аппарате Дмитрия Козака хотя и сообщил, что «конструктивные предложения РСПП могут быть учтены при техправке документа», но оговорился, что проект Минстроя в целом поддерживается правительством, поэтому вряд ли будет серьезно изменен.

«Инициатива РСПП выглядит как этап регуляторной работы, - пояснил «Веку» директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. - Речь вряд ли идет о лоббировании интересов какой-то конкретной или нескольких групп поставщиков услуг, кроме того, никаких «мейджоров» на этом рынке пока нет в принципе. Инициатива РСПП вряд ли скажется и на отношениях поставщиков с населением: строго говоря, общий порядок начисления штрафов и пеней оговаривается Гражданским кодексом, в связи с чем какое-то дублирующее законодательство в этой сфере вряд ли окажет значительный эффект. В остальном отрасль как была, так и остается как минимум спорной, в связи с чем можно выразить уверенность в том, что она еще несколько лет будет в центре всяких регуляторных и общественных предложений и «реформ».

«Честно говоря, обращение РСПП говорит о том, что у экспертов этой организации весьма туманное представление о том, что происходит на рынке услуг в жилищно-коммунальном секторе, и каковы основные законодательные тренды, - заявил «Веку» первый заместитель председателя Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты России Артем Кирьянов. - Взявшись за очистку рынка от недобросовестных компаний законом о лицензировании управляющих организаций, государство продолжает корректировать качество услуг специальными мерами - и одна из этих мер облегчает собственнику защиту его прав через административные механизмы финансовых взысканий за услуги недолжного качества или неоказанные услуги. С юридической точки зрения ссылки на нарушения положений Гражданского кодекса также выглядят безосновательными. Выступая за введение таких штрафов, считаю, что этот механизм сможет серьезно повлиять на качество услуг, дает собственникам серьезный механизм контроля качества деятельности управляющих организаций».

«Сегодня за «дырявые» коммунальные сети платит пользователь, что тоже несправедливо», - приводит «Накануне.ru» слова первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского. Инициатива Минстроя действительно может помочь обновить инфраструктуру, однако и государство не должно снимать с себя ответственность за состояние ЖКХ.

На деле же бюджетные траты на содержание отрасли из года в год уменьшаются, а модернизацией, по мнению властей, должны заниматься частные компании. Коммуналка в России находится в плачевном состоянии: износ основных фондов еще в 2011 году оценивался в 55%, а к 2015 году в отдельных городах и районах достиг 60%-80%, говорит эксперт.

«Такое состояние коммунальной инфраструктуры является основой для некачественных услуг ЖКХ, поставляемых населению, - говорит Андриевский. – Теплопотери, плохое качество воды, водопотери – обычные издержки современного российского ЖКХ. Естественно, все они перекладывается на население. И такое, в принципе, могло бы быть допустимым, если бы полученные средства тратились на обновление инфраструктуры ЖКХ. Но ситуация по стране, как видно, не меняется».

Эксперт также отмечает: решение Минстроя выглядит вполне здравым, ведь именно поставщики получают деньги с населения и должны гарантировать определенный уровень предоставляемых услуг. Но, с другой стороны, подобным законопроектом государство фактически снимает с себя всю ответственность за состояние ЖКХ, хотя без господдержки вряд ли получится решить проблему обновления коммунальных сетей и просто так переложить ее на поставщиков услуг не получится.

«Штрафы, конечно, будут стимулировать обновление инфраструктуры, но должны быть и шаги государства навстречу – возможно, это будут специальные налоговые режимы под определенные проекты в области ЖКХ, гарантии инвесторам, особый подход к таким проектам со стороны городских властей», - подчеркивает Андриевский.

Реформа ЖКХ предполагала, что частники смогут качественно обслужить жилой фонд, однако им это элементарно невыгодно, говорят многие наблюдатели. Поэтому происходит даже такое, когда УК собирает деньги с населения и банально банкротится. В этом случае долг управдомов придется гасить муниципалитетам, которым прокуратура просто не оставит выбора.

До сих пор местные власти в ряде городов проводят конкурсы на управление ЖКХ, которые «выигрывают» только определенные компании – этим махинациям помогает и неактивность жильцов, которые не спешат определиться с формой управления своим домом и создать реально действующие и эффективные ТСЖ. Проблема в том, что когда фальшивое ТСЖ создается чиновниками – оно зачастую дерет с населения три шкуры, а затем отмывает эти средства через подставные эксплуатационные структуры. Ни о какой модернизации в таких случаях речь не идет, причем в некоторых городах существуют УК, занимающие вполне монопольное положение.

Сегодня власти вынуждены признать, что породили на свет «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», в то же время нареканий в адрес ЖКХ не стало меньше. По сути, частные УК были больше озадачены капитализацией доставшихся им объектов и получением быстрой прибыли, а не повышением качества управления в отрасли. И потому без вмешательства государства и муниципалитетов коммунальная «цепочка» не начнет работать эффективно.

Тем временем замглавы Минстроя Андрей Чибис уже рассказал, как добиться выплаты штрафов от УК на практике. По его словам, сначала следует обратиться в саму управляющую компанию и попытаться решить вопрос полюбовно. Если управдомы жалобу не приняли или проблема так и не была решена – нужно привлечь в свидетели соседей и составить акт в простой письменной форме. Эту бумагу необходимо отдать управдому. Если и после этого там не пойдут навстречу – остается Госжилинспекция. Именно ее сотрудники и будут привлекать виновных к административной ответственности.