Сегментация рынка поставщиков низковольтной и высоковольтной электротехники на российский рынок складывается из нескольких категорий. Первая, самая обширная – заводы электрооборудования, чья производственная деятельность началась еще с доперестроечных времен.
15-20 лет при переходе на рыночную экономику подобные предприятия испытывали серьезные проблемы. Впрочем, конкуренция делает чудеса: многие российские заводы по производству электротехнического оборудования смогли победить свой консерватизм и пренебрежение к законам классического маркетинга, поднять производительность труда и использовать накопленный опыт и скрупулезное отношение к производству во благо развития.
Вторая категория – новые структуры, созданные усилиями российских ученых или инженеров, выходцев из научных учреждений либо учрежденных западными компаниями. При гибкой экономической политике и интеллектуальном потенциале, главными недостатками данных предприятий можно считать небольшой опыт в организации этапов производственной деятельности и не развитую инфраструктуру сервиса.
Третья группа – торговые компании, буфер между заводами и покупателями. Их преимущество заключается в предоставлении электротехническому заводу оборотных средств и обеспечение комплексности поставок.
Четвертая группа – крупные транснациональные компании, обладающие разветвленной сетью заводов. Именно их продукция, весьма качественная и дешевая – основной конкурент для российских производителей электроавтоматики и электротехники.
Высокая конкуренция положительно влияет на решение задач по обновлению энергетических фондов страны: увеличением надежности, эффективности и безопасности низковольтных и высоковольтных устройств заметно и этого нельзя не признать. Особенно радует, что российские разработчики ответственно подходят к внедрению энергосберегающих технологий, оптимизируя элементы конкретных электрических систем.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться российским разработчикам – большое количество подделок. Например, Курский электроаппаратный завод (keaz.ru) тратит серьезные средства на выявление подделок и вынужден оплачивать услуги независимых испытательных центров – иначе невозможно доказать факт подделки.
Доля отечественной продукции на рынке низковольтной и коммутационной аппаратуры составляет примерно 27%, но тенденция к увеличению есть. При этом, около 4% выпускаемой продукции российские предприятия поставляют за рубеж. По некоторым оценкам, российский рынок низковольтной аппаратуры способен расти на 20% в год.