РЖД открещиваются от тарифного беспредела

РЖД открещиваются от тарифного беспредела
РЖД и руководство Москвы и Подмосковья обещают вернуться к прежней системе формирования стоимости проезда на территории двух субъектов РФ. Значительный рост тарифов, вызвавший волну общественного возмущения, по словам чиновников, произошел из-за несогласованности между ведомствами и из-за «технической накладки».

Российский монополист на рынке железнодорожных перевозок, взвинтивший тарифы на проезд в электричках, поспешил переложить ответственность на власти. Но, как известно, в конечном итоге именно ведомство господина Якунина зарабатывает на пассажирах.

Новая система расчета предполагала, что пассажирам, пересекающим границу Москвы и МО, придется платить дополнительно. Теперь московские чиновники уверяют, что стоимость проезда не будет увеличена до тех пор, пока власти не выработают другой подход к формированию цены. Если бы не массовое недовольство граждан, еще вопрос – «заметили» бы ответственные лица эту, весьма выгодную для них «техническую накладочку»?

Многочисленные жалобы москвичей и жителей Подмосковья поступали, в том числе, в Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль», которое и подало в минувший понедельник в Савеловский районный суд Москвы исковое заявление против ОАО «РЖД» и ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» («дочка» РЖД) с требованием признать противоправным повышение тарифов. Третьим лицом по делу привлечено Правительство Москвы.

Реклама на веке

«Тариф подорожал в два, в три раза, для многих категорий это абсолютно неприемлемо, у людей такая дыра в бюджете никак не была предусмотрена, поскольку многие в период кризиса либо потеряли работу, либо были переведены на более низкооплачиваемую. Это касается порядка трех миллионов человек, регулярно пользующихся услугами пригородных электропоездов. К нам поступило огромное количество жалоб на действия железнодорожников - больше ста с начала года. Причем, по количеству поступивших в организацию жалоб, ОАО «РЖД» вышло в топ №1, опережая торговые сети. Раньше у нас на первом месте была торговля», - сообщил «Веку» председатель ОЗПП Михаил Аншаков.

Напомним, что цены на проезд в пригородных электричках Москвы и Подмосковья выросли с 1 января 2010 года. «Но это повышение, очевидно, не удовлетворило аппетиты железнодорожников, и была повышена стоимость проезда между двумя станциями в том случае, если одна из них находится в Подмосковье, а другая – уже в пределах городской черты Москвы. Новые расценки привели не только к запредельной дороговизне, но и к странным изменениям в тарифах», - указывают в ОЗПП. Теперь за одну зону в Подмосковье пассажиру нужно заплатить 16,5 рубля и прибавить за пересечение границы с Москвой еще 26 рублей. Для сравнения: в 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья. То есть цены увеличились троекратно!

Получается, что каждый желающий добраться из московского пункта А в московский пункт Б, но проезжающий хотя бы одну станцию по территории МО, должен оплачивать и так называемую «областную» составляющую. И наоборот. Например, жителям Красногорска приходится ежедневно ездить на работу в столицу от станции «Павшино» до станции «Тушинская». Теперь всего две остановки обходятся им в 42,5 рубля вместо прошлогодних 14 рублей.

Пользователи «Живого журнала» размещают на своих страничках баннер с простым вопросом: «Почему стоимость проезда в электричках подорожала более, чем в два раза?». «Было бы понятно, если бы установив такую цену, железнодорожники ликвидировали бы длинные очереди у касс в «часы пик» и пустили новые чистые, отапливаемые поезда с сидячими местами, - говорит 30-летний инициатор акции Евгений Лавров из Красногорска. - Сейчас, когда приходится ездить на электричках в давке, грязи и холоде, максимальная цена дороги до Москвы не должна превышать 25 рублей». Большинство пользователей ЖЖ говорят, что будут «бегать от контролеров», ездить «зайцами», некоторые попытаются найти работу рядом с домом, а иные и вовсе пересядут на автомобили или маршрутные автобусы.

Примечательно, что в РЖД отвергают свою причастность к повышению тарифов, перекладывая ответственность на местные власти. Однако не отрицают того, что компания вносила на обсуждение правительства Москвы и МО экономическое обоснование предлагаемых изменений.

«РЖД заключают такое, скажем, неформальное соглашение как с правительством Москвы, так и МО о том, какие тарифы все-таки будут на предстоящий год. Конечно, мы перевозчики, и экономический расчет идет от нас, но, тем не менее, решение об индексации тарифов в пригороде и на территории Москвы принимают, соответственно, Борис Громов и Юрий Лужков. Тариф в пригородной зоне всю жизнь был не очень высоким в том плане, что у нас была возможность в рамках сотрудничества с областью учитывать социальный уровень населения и поддерживать цены на невысоком уровне», - заявила «Веку» заместитель начальника пресс-службы РЖД Елена Кулакова.

Инициатором повышения цен на проезд, по ее словам, стали не РЖД. «Все, что касается изменения тарифов и перевода их в какие-то другие измерения, другие формы – это абсолютно не наше направление. Что касается отношений с руководителями субъектов или крупных городов – (тарифы – ред.) это уже целиком их видение экономической политики, их понимание, их программы, концепции и прочее», - подчеркивает Елена Кулакова.

«РЖД имеют абсолютно четкое влияние на тарифы, поскольку запрос на повышение тарифов посылают именно они, а местная власть с ними согласовывает. Цены просто грабительски повысили, это безответственная социальная политика монополиста, злоупотребляющего своим положением, а местные власти ему в этом потворствуют. Ведь конечным выгодоприобретателем являются РЖД», - возражает Михаил Аншаков.

Решения по пригородному проезду действительно принимают власти регионов. Однако и РЖД имеют к ним непосредственное отношение, подтвердили «Веку» в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). «Тарифы же устанавливаются для РЖД, поэтому, естественно, они и получают (выгоду – ред.) с этого тарифа. Здесь идет совместная работа властей с естественными монополиями. Компании подают документы, обосновывающие рост тарифов, и на основании их принимается решение», - поясняет советник руководителя ФСТ, руководитель пресс-центра Анна Мартынова.

Пассажиры «завалили» жалобами не только ОЗПП, но и ФАС, которая вполне может воздействовать на РЖД, поскольку объективных причин для такого повышения цен у монополии не было. Антимонопольщики действительно заинтересовались ситуацией, однако пока не готовы сообщить, будет ли ведомство возбуждать дело в отношении РЖД. «Да, к нам обращаются граждане по этому вопросу. Сейчас мы изучаем ситуацию», - сказал журналистам замглавы управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.

В ОЗПП возмущены не только подорожанием проезда, предложенным РЖД и утвержденным властями, и той «молчанкой», которую устроили железнодорожники, но и издевательством над льготниками, которым теперь приходится стоять в очередях. «А это чаще всего инвалиды – люди не очень здоровые, им в морозы приходится выстаивать очереди в кассы. Раньше они имели проездной документ, а теперь вынуждены на каждую поездку покупать себе билеты», - говорит Аншаков.

На днях глава РЖД Владимир Якунин сокрушался - до 30% пассажиров пригородных электричек в России ездят «зайцами», но бороться с ними железнодорожники не в силах. Даже, несмотря на чудовищно выросшую армию охранников и контролеров, получающих, кстати, зарплату за счет той же выросшей стоимости проезда. «РЖД необходимо получить соответствующее нормативное право, чтобы принуждать безбилетников оплачивать свой проезд, эту услугу. К сожалению, на сегодняшний день этого у нас нет», - пожаловался Якунин.

Теперь видно, что РЖД сами «плодят» безбилетников. Ведь нынешний безумный рост цен, по мнению многих, только увеличит количество «зайцев». Совершенно справедливо, что люди не желают платить больше за прежний уровень сервиса, холодные и грязные вагоны. Уже сейчас пассажиры ломают заборы на вокзалах, чтобы попасть на платформу, минуя турникет. Но снизят ли власти на самом деле цены на проезд – пока неизвестно.

Реклама на веке
Что стоит за экономическим ростом Грефа? LIMA-2007: территория мужчин