Именно Гордеев предложил пермскому губернатору Олегу Чиркунову взять на баланс края здание вокзала, чтобы переделать его в музей. Мнения пассажиров речных теплоходов, которые тысячами приезжают в Пермь и вынуждены толпиться на пристани, никто не спрашивал.
Транспортная прокуратура изучает возможность обращения в суд по поводу законности использования здания речного вокзала на Перми-1, в котором сейчас располагается «Пермский музей современного искусства „Пермм“». Об этом стало известно пермскому «Коммерсанту». Со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах Прикамья, издание пишет, что надзорный орган обеспокоен тем, что здание фактически перестало выполнять функции вокзала, что является нарушением прав пассажиров, которые не могут находиться в указанном здании.
Также у транспортной прокуратуры есть вопросы и к законности передачи объекта из федеральной в краевую собственность. По одним данным, в собственность краевых властей было отдано все здание, по другим, лишь часть помещений. Если было передано все здание, то для этого было необходимо распоряжение правительства РФ. При этом остается вопрос, сохранило ли оно статус вокзала.
Здание речного вокзала является памятником архитектуры, построенным в 40-х годах прошлого века. Общая площадь - более 6,7 тыс. кв. м. В 2005 году Росимущество отсудило здание у ОАО СК «Камское речное пароходство», которое использовало его на правах хозведения. В минувшем году речной вокзал оказался в сфере интересов краевой администрации после того, как сенатор Сергей Гордеев предложил губернатору Олегу Чиркунову организовать в нем музей, пригласив для этого в Пермь столичного галериста Марата Гельман*а.
Впрочем, к имущественным скандалам вокруг своей персоны сенатору Гордееву не привыкать. Когда-то он возглавлял печально известную корпорацию «Росбилдинг», которую федеральные СМИ не раз именовали главным рейдером России. «Росбилдинг» «прославился» своими «покупками» столичных предприятий, которые потом неожиданно закрывались, а земля продавалась инвесторам под строительство бизнес-центров. В Москве компания провела эту операцию в отношении нескольких десятков предприятий.
Все это не могло не остаться незамеченным у столичных властей, и после того, как компания Гордеева в 2004 году приобрела фабрика имени Петра Алексеева, мэр Москвы Юрий Лужков обвинил «Росбилдинг» в подрыве промышленного потенциала столицы.
Однако противостояние с мэрией длилось не долго. Уже в 2005 году первый вице-мэр столицы Владимир Ресин представил «Росбилдинг» в качестве главного застройщика микрорайона Марфино, где предстояло снос ветхого жилья, расселение и новая застройка.
К этому моменту Сергей Гордеев с бизнесом вроде как «завязал» - он стал сенатором от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО). Но после объединения УОБАО с Иркутской областью, Гордеев чуть было не остался без сенаторского кресла – в 2007 году на помощь пришел Пермский губернатор Олег Чиркунов, который предложил местным парламентариям делегировать Сергея Гордеева сенаторствовать от Пермского края.
Представляя Гордеева парламентариям, Чиркунов тогда дал прямо таки скажем, очень небольшую характеристику будущему представителю в СФ. «Это человек, который способен привлечь в Пермский край лучшие мозги для проектирования и обеспечит финансирование объектов культурного значения», - сказал Чиркунов.
Пермские журналисты, присутствовавшие на «презентации» Гордеева, очень удивлялись, какими мотивами руководствовался губернатор, предложивший заменить тогдашнего сенатора Татьяну Попову на Гордеева. «Очевидно лишь, что представитель от администрации Усть-Орды - весьма слабая замена Татьяне Поповой, признанной одним из самых эффективных членов Совета Федерации. К тому же рейдеры, как и чекисты, бывшими не бывают», - писала тогда пермская газета «Новый компаньон».
Издание даже запросило в верхней палате информацию о деятельности сенатора Гордеева. Ответ уложился на одном листочке. В июле 2007 года он вошел в состав комиссии Совета Федерации по культуре. В последнее время вместе с Оганесом Оганяном работал над поправками к федеральному закону «О рекламе», запрещающими размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия - памятниках культуры и архитектуры. В паре с Оганяном же внес поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Прямо скажем, не густо за несколько лет нахождения в кресле сенатора.
Впрочем, видимо Олег Черкунов руководствовался отнюдь не сенаторским прошлым Олега Гордеева. Смеем предположить, что не последнюю роль на выборе Чиркунова сыграл тот факт, что Гордеев прочно закрепился в рейтинге рублевых миллиардеров журнала «Финанс», а потому, наверняка сможет оказать спонсорскую помощь краю. К тому же, уйдя из бизнеса, Гордеев возглавил фонд содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард». Так что, памятники Перми – под надежной защитой.
Видимо, так и произошло со зданием речного вокзала, который теперь превращен в музей. Первую выставку в этом здании под названием «Русское бедное» Гордеев оплатил из своего кармана. Впрочем, на открытии экспозиции он оговорился, что «этот музей должен стать региональным», но в этом «должны быть заинтересованы и жители, и власти», так как он один не сможет его тащить - «такие проекты в одиночку не вытаскиваются». Если перевести эту фразу с презентационного на нормальный язык, то получится примерно следующее: «чтобы музей заработал в полную силу – нужны государственные вливания».
Государство действительно заинтересовалось музеем. Правда, в лице транспортной прокуратуры, которая теперь будет решать, насколько законна была передача объекта в краевую собственность и превращение речного вокзала в музей.
Речные перевозчики считают, что претензии прокуратуры обоснованы. «Пассажирам нужен зал ожидания, медпункт, туалеты и другие элементарные условия, - заявил «Коммерсанту» глава судоходной компании «Урал» Дмитрий Третьяков. - Сейчас ничего подобного на нашей пристани нет». А гендиректор ОАО СК «Камское речное пароходство» Юрий Миронов говорит, что в прошлом году на теплоходах в Пермский край прибыли более 5 тыс. туристов из других регионов, «а никаких условий для них не предусмотрено, люди просто вынуждены стоять на пристани».