Сфабрикованное дело латышских художников

Исторические фотографии ценны тем, что беспристрастно передают дух того времени, когда они были сделаны. Это – аксиома. Красный латышский стрелок, охранник Кремля Вольдемар Андерсон наверняка задумывался об этом, когда брал в руки фотокамеру. В апреле жители и гости Москвы смогут увидеть на выставке эти фотодокументы.

За что расстреляли бывшего красного латышского стрелка, художника Вольдемара Андерсона В 1938 году на Бутовском полигоне расстреляли бывшего красного латышского стрелка, художника Вольдемара Андерсона

В конце апреля в Москве откроется фотовыставка известного латвийского художника Вольдемара Андерсона (1891–1938), в первые годы советской власти служившего в охране Кремля и профессионально занимавшегося фотографией. В ней будут представлены отпечатки с оригинальных негативов, личные вещи, а также копии протоколов допросов, долго пылившиеся в архивах Лубянки.

Реклама на веке

Художник-стрелок

Увлечение Вольдемара Андерсона живописью началось ещё в Риге, где он учился в Рижской городской художественной школе. Продолжению занятий помешала Первая мировая война. В 1915 году его призвали в армию – в 7-й латышский стрелковый полк. В составе Сводной роты латышских красных стрелков уже в ноябре 1917 года он оказался в Петрограде и приступил к службе по охране Смольного дворца, где располагалось первое советское правительство. Но и здесь Андерсон нашёл возможность совершенствоваться в живописи в студии у Николая Рериха.

Когда в марте 1918 г. правительство переехало из Петрограда в Москву, его сопровождал уже Сводный батальон латышской охраны Совета народных комиссаров. Латышам, как и в Петрограде, было доверено охранять членов правительства и самого Ленина.

Среди латышских стрелков оказалось немало талантливых молодых художников. Будучи расквартированными в Кремле, они почти сразу организовали художественную мастерскую, так называемую студию искусств, которой руководил Вольдемар Андерсон.

А в конце 1918 года латышские стрелки, которые занимались в студии, устроили в Кремле первую выставку своих работ. В итоге три латышских художника – Карл Вейдеман, Карл Иогансон и Вольдемар Андерсон были откомандированы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Из среды красных латышских стрелков вышел впоследствии известный художник-плакатист, родоначальник советского плаката, Густав Клуцис. Андерсон, кстати, совмещал службу в кремлёвской охране и руководство студией искусств до 1922 года.

Но был он не только художником. Андерсон серьёзно увлёкся фотографией. Он снимал и пейзажи, и портреты, и просто картинки повседневной жизни Кремля, Москвы и Латышской трудовой коммуны.

Сергей Девятов, советник директора Федеральной службы охраны РФ, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ: «Служба латышских стрелков в Кремле – большая и интересная тема. Это подразделение отличалось дисциплиной, высокой боеспособностью и фанатичной преданностью делу революции. Именно поэтому им в самый сложный период революции и Гражданской войны была доверена охрана высших органов государственной власти молодой Советской республики. Напомню, что в ноябре 1917 года в Петрограде Ленин принял представителей латышских стрелков, и именно они охраняли и Смольный, и кабинет Ленина. С 1919 года их постепенно стали заменять кремлёвскими курсантами. Кстати, из латышских стрелков происходил и комендант Московского Кремля в 1920–1935 гг. Рудольф Петерсон, который служил в 7-м Бауском латышском полку. Его расстреляли раньше, чем Вольдемара Андерсона, в августе1937 года. Он проходил по сфабрикованному «кремлёвскому делу» и обвинялся в принадлежности к контрреволюционной организации».

Расстрел живописцев

Вольдемар Андерсон служил в Кремле до 1922 года, а потом окончательно вернулся к учёбе и занятиям творчеством. Он поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), которые окончил по классу Константина Коровина в 1924 году. Андерсон писал портреты, исторические сюжеты, картины в стиле социального реализма, также ландшафты и натюрморты. Работал в графике, книжной графике, плакате, сценографии. В 1925 году Андерсон вступил в члены Ассоциации художников революционной России. Стал профессором ВХУТЕМАСа. Как представитель малой народности в составе СССР Андерсон входил в члены Латышской трудовой художественной коммуны, в которой числились и представители авангарда. Посещал латышское просветительское общество «Прометей». Именно участие в деятельности «Прометея», а точнее имевшейся при нём «контрреволюционной фашистской террористической организации», и вменили в вину художнику при аресте в 1937 году. Он был репрессирован одним из первых, а в 1938 году была практически уничтожена вся Латышская коммуна, связанная с «Прометеем».

Наиболее признанными из числа расстрелянных в 1938 году художников-латышей были живописцы Александр Древин и Карл Вейдеман; плакатист, живописец, график Густав Клуцис; скульптор-монументалист Ян Калнынь и, конечно, сам Вольдемар Андерсон. Все они, а также ещё двенадцать художников-латышей были расстреляны на Бутовском полигоне.

Каких только нелепостей не встретишь в следственных делах художников! Например, В. Якуб под предлогом написания картины «Латышские стрелки в Кремле» якобы собирался совершить теракт. Ему вменялось также создание повстанческих групп на Кавказе в колхозе «Красный стрелок», где находилась база отдыха и подсобное хозяйство общества «Прометей». Художника П. Ирбита вынудили «сознаться», что он «выпускал антисоветские по своему содержанию картины». К. Мейкул провинился уже тем, что проживал на улице Горького, в доме № 64 – «зоне особого обслуживания». Ему же, бывшему красному стрелку 1-го латышского дивизиона, члену партизанского батальона Октябрьского района Москвы, а кроме того, помощнику прокурора Московской областной прокуратуры, инспектору РКК-РКИ, приписывалось намерение стрелять в членов Политбюро со сцены Большого театра.

Работа фотографа Андерсона с будущей выставки

Сфабрикованное дело латышских художников

Были сфабрикованы десятки совершенно нелепых обвинений, в том числе и по делу Вольдемара Андерсона. Но их оказалось достаточно, чтобы судом «тройки» всех художников приговорили к расстрелу. А с исполнением приговора в те годы, как известно, не тянули.

Память о Вольдемаре Андерсоне всё же удалось сохранить. Вот что рассказал нам один из организаторов выставки, посвящённой творчеству этого художника и фотографа, председатель правления некоммерческого партнёрства «Центр содействия развитию и поддержке национальных традиций, культуры и искусства «Связь времён» президент Европейского Союза паратхеквондо Александр Шлычков: «Я много времени провожу в Риге и, собственно, там начал интересоваться причинами распада Советского Союза, тем, почему стал возможен развал такой мощной политической системы. У меня всё началось с увлечения историей, желания сопоставить какие-то исторические факты, проанализировать их. И в ходе такого «погружения» я случайно вышел на художника Вольдемара Андерсона. Его работы, а он известен, прежде всего, как живописец, выставлялись в Государственном музее современной истории России, бывшем Музее революции, Музее Вооружённых сил и других. Также его картины имеются в частных коллекциях. Но единственная мемориальная выставка Андерсона была проведена тридцать лет назад в Латвии. Мы посчитали, что через призму художника сталинского периода, участника важнейших событий нашей истории можно показать ту самую «связь времён». И посмотреть через историю конкретного человека, его взгляд, на то, как российский народ строил социализм и как дорого ему это обошлось. Показать людям историю, указать на уроки, которые необходимо извлечь, чтобы страшные и трагические события больше не повторялись.

На выставке будут представлены фотоработы Андерсона, его личные вещи, а также протоколы допросов, которые нам удалось извлечь из архива. Кроме того, мы выкупили у родственников Вольдемара отснятые им фотопластины и отреставрировали их, а некоторые даже полностью восстановили. Собственно, благодаря этому и стала возможна наша экспозиция.

Выставка Андерсона – наша первая работа такого рода. Но на этом мы не планируем останавливаться. Кстати, мы рассчитываем, что со временем люди начнут передавать нам старые фотопластины, на которых запечатлены фрагменты истории страны. Ведь у многих они хранятся в семейных архивах, но не все знают, что с ними делать. А мы будем их приводить в порядок, систематизировать, восстанавливать по самым современным технологиям и выставлять, чтобы связь времён не терялась…»

Фото предоставлены организаторами выставки

Сфабрикованное дело латышских художников

Оригинал материала:
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5397/
Реклама на веке
Полеты над Крымом могут возобновиться СМИ: операция в Сирии принесет РФ оружейный доход