В ходе семинара представители российских коммерческих банков, а также банков стран ближнего зарубежья (в, частности, Молдовы) обсудили эту злободневную тему с экспертами из Росфинмониторинга, Центрального банка и Федеральной службы по финансовым рынкам ( ФСФР) Выступивший перед собравшимися представитель Росфинмониторинга проинформировал присутствующих о том, что осенью нынешнего года миссия ФАТФ прибывает в РФ с целью проведения проверки соответствия деятельности российских коммерческих банков международной практике борьбы с легализацией преступных доходов в банковской сфере.
Россия сотрудничает с ФАТФ сравнительно недавно, но уже активно включилась в борьбу с «отмыванием» денег наряду с остальными странами, присоединившимися к Конвенции по «money laundering». На сегодняшний день более 160 государств разделяют принципы ФАТФ, положенные в основу системы противодействия легализации преступных доходов.
В выступлении представителя Росфинмониторинга были освещены основные типологии подозрительных операций в банковской сфере, отмечены наиболее часто применяемые криминальные схемы для «отмывания денег», даны рекомендации для практической деятельности банков в этой области.
В свою очередь представитель Центрального банка России сосредоточил свое внимание на разъяснении позиций ЦБ в части проверок деятельности коммерческих банков по противодействию легализации преступных доходов. Было отмечено, что работа это весьма трудоемкая, требует значительных затрат прежде всего от кредитных организаций, имеющих обширную филиальную сеть. Подчеркнем, что любая проводимая Центробанком комплексная проверка деятельности коммерческих банков, так или иначе касается деятельности банков по противодействию, причем специалисты ЦБ, выезжающие на места с проверками, могут вскрыть нарушения, допущенные банками в ходе борьбы с «отмыванием» денег на основе анализа различных форм отчетности, напрямую не связанных с отчетными формами по противодействию легализации.
Участники семинара встретились также с одним из руководящих сотрудников ФСФР, который пояснил позицию надзорного ведомства в борьбе с легализацией преступных доходов в отношении банков, как профессиональных участников рынка ценных бумаг. По его словам, в отношении этой сферы деятельности банков необходимо очень внимательно соблюдать рекомендации по противодействию легализации преступных доходов, тем более, что эта работа предполагает общение банков с большим количеством физических лиц, желающих совершать операции по купле-продаже ценных бумаг, что, безусловно, усиливает нагрузки на банки. В этой части нарушения банков в сфере противодействия могут привести к приостановлению, а иногда и к отзыву лицензии у банков, как у профучастников рынка ценных бумаг.
Выступившие затем перед собравшимися представители КБ «Европейский трастовый банк» поделились опытом работы системы денежных переводов «MIGOM», проинформировали о создании и внедрении в практику работы специального программного комплекса, позволяющего существенно повысить эффективность деятельности по противодействию легализации преступных доходов. Эта тема вызвала особый интерес участников семинара, поскольку последнее время существенно вырос поток клиентов, которым оказываются услуги по переводам денежных средств без открытия счетов. Основная группа отправителей денежных средств – это граждане стран СНГ, являющиеся трудовыми мигрантами. В ходе обсуждения этой проблемы представители банков обменялись опытом работы в части применения наиболее эффективных процедур идентификации клиентов.
Не менее значительный интерес вызвало выступление сотрудника отдела валютного контроля КБ «Европейский трастовый банк» Е. Шадиной, которая назвала наиболее актуальные проблемы валютного контроля в части выявления необычных и подозрительных сделок клиентов. По отзывам участников, семинар прошел весьма успешно. Руководитель Клуба банковских аналитиков (КБА) М. Медведева в заключительном слове отметила важность и необходимость подобных встреч и предложила собравшимся сформировать список вопросов, наиболее сложных для банков в части осуществления процедур по противодействию легализации и адресовать их от имени КБА специалистам Росфинмониторинга, ЦБР и ФСФР, что поможет банковскому сообществу выработать эффективный механизм взаимодействия банков и регулятора.