Напомним, что в первом чтении проект Лесного кодекса был принят Госдумой в апреле 2005 г., однако все последующее время было потрачено депутатами на внесение в него ряда существенных поправок, так как первоначальная редакция документа предполагала введение в России частной собственности на леса. Подобное положение вызвало негативную реакцию не только части депутатских фракций и объединений, представителей общественности и специалистов, но и Президента РФ Владимира Путина, который заявил, что в таком виде документ он подписывать не будет.
В новой редакции Лесного кодекса положение о частной собственности на леса заменено правом на аренду, объектом которой могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности или прошедшие государственный кадастровый учет. Сроки аренды сокращены и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет для договоров, заключаемых на аукционе, и в пределах от 1 года до 49 лет для договоров, заключаемых без его проведения. При этом государственным и муниципальным, научным и образовательным учреждениям лесные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, использование лесов может осуществляться на праве ограниченного пользования чужими лесными участками и праве безвозмездного срочного пользования лесными участками. В исключительных случаях предусматривается возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений на сруб. Закон устанавливает федеральную собственность на лесной фонд и прописывает норму о том, что граждане вправе свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, осуществлять заготовку плодов, ягод, грибов, а также дров. Исключение составляют леса, расположенные на землях, предназначенных для нужд обороны, безопасности, а также леса на особо охраняемых территориях. В качестве основных территориальных единиц управления лесами законом определены лесничества и лесопарки.
Новая редакция Лесного кодекса вводит новую классификацию лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения, а также устанавливает правовые режимы их использования. Введена норма, регламентирующая вопросы освоения лесов, создания лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и других объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Документ содержит закрытый перечень видов использования лесов и их особенности. Кроме того, установлены особенности использования лесов и лесных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Закон также устанавливает, что полномочия с федерального уровня на уровень субъектов РФ в области лесных отношений могут не передаваться в том случае, если плотность населения в них в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Речь идет, в частности, о полномочиях, касающихся лесничеств и лесопарков, перечень которых, а также субъектов РФ утверждается правительством. Как заявил в конце минувшей недели спикер Госдумы Борис Грызлов, принимаемый Лесной кодекс дает возможность прекратить варварское расхищение лесных богатств и обеспечить восстановление лесов. Теперь это прямая обязанность предпринимателей, занимающихся лесными разработками.
Борис Грызлов сказал также парламентским корреспондентам, что мы неоднократно заявляли о необходимости обеспечить глубокую переработку древесины здесь, на нашей территории, и мы должны стремиться к тому, чтобы Россия была поставщиком не круглого леса, а готовой продукции. По словам спикера Госдумы, достичь этого можно будет через комплекс мер, в том числе вводимых Лесным кодексом. Речь идет о создании лесоперерабатывающей инфраструктуры путем введения системы, когда условие лесозаготовок глубокая переработка древесины. Планируется, что новая редакция Лесного кодекса РФ вступит в силу с 1 января 2007 г.