Проработать вопрос о передаче частным транспортным компаниям функций «скорой» правительству поручил президент РФ Владимир Путин. До 1 июня Минздрав должен доложить о рентабельности транспортных услуг, механизме формирования тарифов, в том числе влиянии на него стоимости содержания и ремонта.
К 20 июня Минздрав должен определиться с целесообразностью внесения поправок в законодательство об оказании неотложной медпомощи.
В 2012 году Минздрав запустил пилотные проекты по передаче частным транспортным компаниям функций «скорой помощи» в ряде российских регионов. Их опыт предстоит проанализировать при подготовке проектов.
Одним из таких регионов стала Кировская область, где автотранспортные услуги станции скорой помощи были переданы на аутсорсинг в 2013 году. Три года назад были подписаны первые два контракта с частными транспортными компаниями. В декабре 2015 года был проведен новый тендер, по итогам которого было заключено уже три контракта на общую сумму более 624 млн. рублей. сроком на 5 лет. В соответствии с расчетами станция скорой помощи будет платить транспортной компании в среднем 320 рублей в час — с учетом ремонта автомобилей, расходов на бензин и выплаты зарплат водителям. В кировском Минздраве констатировали, что система аутсорсинга себя в полной мере оправдала. С ее помощью удалось не только достичь экономии средств, но и сосредоточиться на оказании медпомощи, не отвлекаясь на решение транспортных проблем, отмечают региональные чиновники. Как заявил главврач станции скорой помощи Кирова, программа позволила решить целый комплекс проблем. Вместе с полным обновлением автопарка была ликвидирована необходимость в его обслуживании, а также снят вопрос с комплектованием водителями.
Аналогичный проект с 2013 года реализуется в Чувашии, о чем сообщила глава местного Минздрава Алла Самойлова. На сегодняшний день данная программа позволила обновить 85% автопарка «скорой помощи». Министр уверяет, что благодаря программе жителям республики начали оказываться услуги совершенно нового качественного уровня: среднее время прибытия врачей к пациенту сократилось на 1,5 минуты по сравнению с показателем 2013 года и составило 12,7 минуты.
Изучив положительные стороны сотрудничества с частными транспортными компаниями, в Кремле решили использовать данную практику в масштабах всей страны. Представители компаний-перевозчиков, в свою очередь, убеждены в том, что такое сотрудничество позволит государству снизить расходы, не ухудшив при этом качества медпомощи.
Как отмечают эксперты, пилотные проекты российских регионов наглядно демонстрируют улучшение качества оказания помощи после передачи частным учреждениям немедицинской части медуслуг. Это, по их словам, объясняется тем, что частные компании, в частности, не занимаются сливом казенного бензина. В перспективе на контрактной основе частным компаниям можно было бы передать медицинские лаборатории, полагают специалисты. В числе преимуществ такого решения они отмечают возможность арендовать у них медоборудование, которое сейчас больницы вынуждены закупать.
Отметим, что в ноябре прошлого года Минфин выступил с предложением ограничить число бесплатных вызовов «скорой помощи» с целью экономии бюджетных средств. Неограниченное число бесплатных вызовов предлагалось оставить лишь для инвалидов, детей и пенсионеров, остальным же в ведомстве рекомендовали предоставить четыре бесплатных вызова «скорой» в год.