СНГ может остаться без авиационного сотрудничества

Как стало известно "Ъ", в Белом доме обсуждают лишение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ оставшихся полномочий в РФ. Премьер Дмитрий Медведев уже лишил в 2015 году МАК права сертифицировать авиатехнику.

По данным издания, подготовка к передаче функций относительно расследования авиакатастроф российским федеральным ведомствам в правительстве уже ведется. Соответствующее распоряжение в прошлом месяце подписал вице-премьер Аркадий Дворкович. Когда разработка нового механизма будет завершена, Москва объявит об односторонней денонсации соглашения 1991 года, регламентирующего функционирование гражданской авиации в СНГ, а также о выходе из подписанного в 1995 году договора о Межгосударственном авиационном комитете. Впрочем, официально сведения о грядущей реформе в аппарате зампреда правительства и Росавиации пока не подтверждают.

За 25-летнее время существования МАК утратил значительную часть функций. Еще в начале 2000-х Росавиация вместо этого межгосударственного органа начала заниматься выдачей сертификатов авиационным компаниям. А в 2015 году Москва инициировала лишение этого органа функции сертификации также лайнеров и их узлов. Эти задачи отнесены к компетенции той же Росавиации, а также двух министерств – транспорта и промышленности. Вместе с тем, взнос России в бюджет комитета остался на прежнем уровне, и в прошлом году составил 254 млн рублей.

В то же время, Росавиации не удалось оперативно перебрать функции по сертификации самолетов – из-за нехватки специалистов соответствующей квалификации в ведомстве приняли решение сотрудничать с МАКом. Но последний не пожелал возвращаться к данной работе на вторых ролях. Пока вопрос остается в подвешенном состоянии.

Реклама на веке

Собеседники издания отмечают, что против инициативы Дворковича уже выступили во внешнеполитическом ведомстве. Дипломаты считают, что решение Москвы более не участвовать в работе МАКа может быть воспринято другими государствами СНГ как отсутствие интереса в региональном авиационном партнерстве, а также как нежелание России участвовать на ситуацию в гражданских авиаперевозках на территории содружества. Чтобы избежать подобной трактовки, Россия должна сформировать полноценное национальное ведомство, признанное на международном уровне. Подробные требования к новому органу указаны в обновленной Чикагской конвенции в сфере авиационных перевозок, которая начнет действие уже в конце нынешнего года. В документе, в частности, регламентируется, что национальная комиссия по расследованию авиапроисшествий должна быть независима от других авиационных служб, и находиться в подчинении Госдумы либо профильного министерства.

Реклама на веке
В Алма-Ате введен "красный" уровень террористической опасности Определен первый симптом Альцгеймера