18+
  1. Собянин разбросался кадрами

Собянин разбросался кадрами

Собянин разбросался кадрами
«Разоблачения» финансовых нарушений, допущенных департаментом культуры Москвы, вероятно, только начались. Видимо, в адрес бывшего члена команды Собянина Сергея Капкова полетит еще не один камень. Ведь объяснять его увольнение аппаратной борьбой градоначальнику, как минимум, невыгодно.

«В «Гоголь-центр» приехал ревизор» - так можно условно назвать то, что происходит сейчас в департаменте культуры Москвы. Хозяйство, оставленное недавно Сергеем Капковым, оказалось под прицелом Москонтроля, который «вдруг» поставил под сомнение ряд закупок департамента культуры столицы на сумму 4,3 млрд. рублей. Комплексную проверку ожидает и ГКУ «Мосгорпарк», которое координировало деятельность парков культуры и отдыха и пешеходных зон. Обо всем этом сообщил преемник Капкова, бывший глава Мосгорнаследия Александр Кибовский. Он также уточнил: системная проверка контрактов, заключенных ведомством, началась еще во второй половине 2014 года.

Невольно напрашивается вопрос: Сергей Капков покинул свой пост, зная об этих проверках и опасаясь их результатов, или на то были все-таки иные причины? Сейчас Кибовский всячески выражает недовольство дисциплиной, сложившейся в департаменте культуры: дескать, сотрудники опаздывают на работу или уходят раньше положенного времени, хамят посетителям, делают ошибки в ведомственных документах и письмах, а также нарушают регламентные сроки ответов на обращения. По словам чиновника, в 2014 году из почти 16 тысяч поступивших обращений граждан 1345 ответов были даны с нарушением сроков, 23 поручения мэра были просрочены. Кибовский также добавил, что намерен заняться наведением порядка в ведомстве в первую очередь. Конечно, «новая метла по-новому метет», но уж слишком рьяно господин Кибовский (которого многие называют «карьерным интриганом») взялся за критику предшественника.

А так ли спокоен чиновник за состояние дел, скажем, в Мосгорнаследии? Ведь не так давно градозащитники требовали отставки самого Александра Владимировича, считая, что именно по причине его попустительства в Москве были уничтожены десятки ценных строений и безвозвратно потеряны памятники архитектуры. Именно при Кибовском снесли дом Кольбе, дом Феоктистова и доходный дом в Большом Козихинском переулке, начали варварскую реконструкцию дома Болконского. Были уничтожены и другие памятники архитектуры – и во всех случаях активисты жаловались на бездействие чиновника. В итоге осенью прошлого года «Архнадзор» выпустил «Черную книгу» эпохи Собянина, где были перечислены все архитектурные потери с 2010 по 2014 год.

Кроме того, СМИ сообщали: чиновникам, проработавшим много лет в системе культуры, Кибовский (а ранее, напомним, он был еще и главой Росохранкультуры) запомнился «полной неспособностью брать ответственность на себя, постоянным уходом от принятия решений и проведением масштабного ремонта ведомства за счет непонятно откуда взявшихся «спонсорских средств». «Изворотливость – вот одно из главных качеств Александра Владимировича. Не случайно в ходе карьеры он старался подписывать как можно меньше документов и всегда делегировал их подписание своим заместителям, чтобы в случае неверного шага вовремя отступить и, сдав заместителей, остаться незапятнанным», - писала некогда пресса о новом главе департамента культуры столицы.

Сообщалось и о том, что проверки ликвидированной ныне Росохранкультуры, проведенные Генпрокуратурой и Счетной палатой, выявили низкий уровень работы ведомства, ненадлежащее исполнение обязанностей: не была составлена даже культурная «библия» - Единый госреестр объектов культурного насления, не были утверждены административные регламенты по выдаче лицензий на проведение реставраций, аттестации экспертов и т. п. Экспертизы культурных ценностей чаще всего проводились непрофессионально, что делало непрозрачной и процедуру ввоза-вывоза уникальных вещей и антиквариата. Реставрацию вообще поставили на поток, доля отказов в предоставлении лицензии составляла всего 1% от общего количества поданных заявок, в то время как свыше 60% соискателей не соответствовали требованиям законодательства. По слухам, деньги за выдачу лицензий получали прямо на лестницах Росохранкультуры.

Тем не менее, очевидно, Александр Владимирович из всех этих ситуаций вышел без потерь и даже пошел на повышение. Поговаривают, что еще несколько лет назад господин Кибовский наметил себе должность на федеральном уровне, с прицелом чуть ли не на кресло министра. Неплохие позиции для реализации этих амбиций он занял, например, именно сейчас.

На Сергея Капкова теперь можно довольно долго сваливать все провалы департамента культуры, а Мосгорнаследие пока никто не проверял. Вот только не станет ли Александр Кибовский очередным проколом в и без того не безупречной команде мэра Сергея Собянина? Тем более, что на сцену снова вышла влиятельная вице-мэр Анастасия Ракова, которая и могла быть автором этих перестановок в культурном ведомстве.

Все больше ведется разговоров о том, что довольно успешный реформатор Капков конфликтовал с Раковой – в кулуарах говорят: «первая леди» мэрии не любит иметь вокруг себя умных людей. Наблюдатели вспоминают: подобный аппаратный конфликт у вице-мэра был с бывшим замом градоначальника Андреем Шароновым, который якобы из-за этого оставил свой пост в столичном правительстве и был назначен ректором Московской школы управления «Сколково».

Анастасия Ракова, напомним, стала вице-мэром Москвы летом 2013 года, она является руководителем аппарата мэра и правительства столицы. По совместительству, говорят, еще и гражданской женой Собянина, с которым ее связывает общий ребенок. Она начала работать на нынешнего мэра Москвы еще в 1998 году во времена его правления в Тюмени, а в ходе предвыборной кампании Собянина в Москве Ракова возглавляла его избирательный штаб и, говорят, чуть ли не напрямую руководила последней кампанией по выборам депутатов Мосгордумы.

Вполне вероятно, что нетривиальный и активный Сергей Капков встал госпоже Раковой «поперек горла». Многие москвичи связывают произошедшие в городе перемены (парки, музеи, театры) исключительно с инициативами экс-главы департамента культуры. Были освоены огромные бюджеты на придание местам отдыха «европейского лоска», с велодорожками и повсеместным Wi-Fi. Чиновник активно общался с оппозиционной публикой в Facebook, не боялся быть «заподозренным» в романе с Ксенией Собчак и единственный из московской мэрии пришел на похороны Бориса Немцова.

Поэтому Капкова не случайно называют «кандидатом хипстеров» - креативного класса столицы. Как член команды Собянина он мог бы обеспечить Сергею Семеновичу на будущих выборах голоса этой активной части электората, но, видимо, мэр решил избавиться от популярного соратника несмотря ни на что. «Значит, ему эта часть электората не нужна. Для него это более осознанное решение, чем для меня… это его решение больше, чем мое», - несколько туманно заявил ушедший в отставку Сергей Капков в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Говорят, Капков с Собяниным открыто не конфликтовали, однако, между ними были, скорее, сдержанные отношения – Сергей Александрович все же не был старым коллегой Сергея Семеновича. Далеко не все инициативы департамента культуры получали одобрение мэра, хотя Собянин и называл Капкова опытным госслужащим.

При этом столичный градоначальник сделал верную ставку на зрелища, парки отдыха и велодорожки, которые пришлись москвичам по нраву. Но отставка Капкова все равно состоялась. Поговаривают, что кроме Анастасии Раковой недолюбливать «культурного хозяйственника» мог и заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. У чиновников пересекались интересы во время раздачи бюджетных средств на реконструкцию и содержание парков, которые до Капкова были в ведении Бирюкова. Причем, говорили о том, что у Бирюкова – это дорого и неэффективно, а у Капкова – дешевле и лучше (например, Парк Горького или ВДНХ). Оба чиновника, по слухам, всячески пытались осложнить жизнь друг другу, хотя и не конфликтовали на публике. В большинстве случаев побеждал Бирюков, чей аппаратный вес заместителя мэра и главного хозяйственника столицы был значительно выше. Известно, что Капков был очень недоволен тем, каким образом ведомство Бирюкова занималось созданием пешеходных зон в Москве (например, Покровки и Маросейки или от пл. Киевского вокзала до пл. Гагарина) и сколько денег на это тратило.

И то, что здание на Тверской, 13 покинул именно Капков, а Бирюков в нем остался - вряд ли играет на репутацию мэра Собянина. Как и сомнительная биография ранее упомянутого Кибовского, который, судя по всему, будет вешать на предшественника всех собак, что вряд ли положительно скажется на работе столичного департамента культуры. А уж если все-таки подтвердится, что кадровые вопросы с увольнением активных менеджеров, к коим можно причислить Капкова, находятся целиком в ведении госпожи Раковой – Сергей Семенович и вовсе рискует прослыть «подкаблучником». Сомнительно, что это сыграет ему на руку на следующих выборах, учитывая то, что часть креативного электората он уже, видимо, потерял.

Что до Сергея Капкова – политологи не сомневаются, что без хорошей работы он не останется. Недавно экс-глава департамента культуры Москвы сообщил, что не пойдет работать в Министерство культуры, куда его пригласил глава ведомства Владимир Мединский. По словам Капкова, он не хочет приходить на чью-то должность, то есть вынуждать Мединского увольнять одного из сотрудников. Ему прочат роли главы РФС, чиновника администрации президента, создателя какой-либо партии. Не забывают и то, что Капков был и остается другом и соратником бизнесмена Романа Абрамовича. Вероятно, олигарх не оставит без внимания вопрос трудоустройства своего преданного товарища…