Китайские просители убежища говорят, что они стремятся спастись от все более репрессивного политического климата и мрачных экономических перспектив в своей стране.
Пандемия и политика Китая в отношении Covid-19, которая включала жесткий пограничный контроль, временно остановили отток населения, который резко возрос в 2018 году, когда председатель КНР Си Цзиньпин внес поправки в конституцию и отменил ограничение президентских сроков. Сейчас эмиграция возобновилась, экономика Китая с трудом восстанавливается, а уровень безработицы среди молодежи высок. По прогнозам ООН, в этом году Китай потеряет 310 000 человек за счет эмиграции по сравнению со 120 000 в 2012 году.
«Эта волна эмиграции отражает отчаяние по отношению к Китаю», – говорит Цай Ся, главный редактор сайта онлайн-комментариев Yibao и бывший профессор Центральной партийной школы Коммунистической партии Китая в Пекине. «Они потеряли надежду на будущее страны». Те, кто не может получить визу, находят другие способы покинуть самую густонаселенную страну мира.
Популярный маршрут в США лежит через Эквадор, где для граждан Китая нет визовых требований. Мигранты из Китая вместе с латиноамериканцами отправляются на север через некогда непроходимый горный массив Дарьен, пересекают несколько стран Центральной Америки и достигают американской границы. Ежемесячное число китайских мигрантов, пересекающих Дарьен, постепенно растет: с 913 человек в январе до 2 588 человек в сентябре. За первые девять месяцев этого года панамские иммиграционные власти зарегистрировали 15 567 китайских граждан, пересекающих горный массив. Для сравнения: в 2022 году через тропический лес проследовало 2 005 китайцев, а в период с 2010 по 2021 год – всего 376.
Приложения-переводчики позволяют мигрантам самостоятельно перемещаться по Центральной Америке, даже если они не владеют испанским или английским языком. Путешествие может стоить от тысяч до десятков тысяч долларов, оплачивается за счет семейных сбережений или даже онлайн-кредитов. Некоторые из мигрантов говорят, что приехали по экономическим причинам и заплатили за поездку 300 000-400 000 юаней ($41 000-$56 000).