Италия подарила миру два великих изобретения: пиццу и оперу. Как ни странно, на протяжении всей своей истории оба открытия существовали порознь. Их воссоединение наконец-то состоится в оперном кафе Геликон-Оперы на спектакле Рита, или любить по-русски.
Причины, заставившие Гаэтано Доницетти написать миниатюрную оперу Рита, или побитый муж, хранятся в тайне. Согласно легенде, в 1839 году, прогуливаясь как-то апрельским днем по Бульвару итальянцев в Париже, он случайно встретил драматурга Густава Веза и договорился с ним о либретто для новой музыкальной комедии, а через неделю опера была готова. Скорее всего, встреча на бульваре не была случайной: у Доницетти на тот момент уже была договоренность с Опера Комик. Однако постановка в этом театре тогда не состоялась. Между тем Ритой заинтересовался импресарио Барбайя, пожелав поставить оперу в Неаполе.
Доницетти, любитель сочинять шуточных стихов, перевел текст музыкальных номеров с французского на итальянский. Но Барбайя внезапно умер, и Рите пришлось ждать до 1860 года, пока она наконец-то была поставлена на сцене Опера Комик. С тех пор она стала очень популярной и ставится на разных языках под разными названиями: то Двое мужчин и одна женщина, то Рита, или Пиратский треугольник.
В Геликоне считают, что Рита настоящая опера и, безусловно, шедевр в своем роде. Поэтому от известной в нашей стране пьесы Юрия Димитрина Рита, или Пиратский треугольник, которая и сейчас идет в Театре на Басманной, в Геликоне вернулись к оригиналу Доницетти, создав новую сценическую версию на основе полного авторского текста.
18 сентября 2006, 19:00
Спектакль Рита, или любить по-русски (Малый зал Геликона-1)
Рита заслуженная артистка РФ Татьяна Куинджи.
Беппо Василий Ефимов
Гаспаро Андрей Серов