Некоторые эксперты, в свою очередь, отмечают – российское руководство заняло «страусиную позицию», избегая говорить о кризисе.
В нынешнем году представители бизнеса явно рассчитывали услышать, как именно вернувшийся в кресло президента Владимир Путин будет менять деловой климат в России, чтобы вывести ее на 20-е место среди мировых экономик к 2020 году. Однако, сообщает BBC Russian, в выступлении главы РФ было мало конкретики, как посетовал один из прибывших бизнесменов - 60% речи Путина была посвящено тому, что происходит за пределами России.
Если эксперты надеялись услышать больше деталей по планам приватизации, то Владимир Путин лишь пообещал, что «государство будет последовательно выходить из целого ряда отраслей и активов». По его словам, приватизация «должна быть понятной, честной и справедливой, должна быть основана на открытой, конкурентной продаже государственных активов, причем лучшему покупателю и по реальной цене».
Министр экономического развития РФ добавил немного, в 2012 году государственных активов будет продано на 10 млрд долларов. Это более чем в два раза превышает показатели предыдущего года, отметил Андрей Белоусов.
Также, по словам Владимира Путина, Россия продолжит улучшение инвестиционного климата и для этого введет институт уполномоченного для защиты прав инвесторов, которым станет известный предприниматель, руководитель объединения предпринимателей «Деловая Россия» Борис Титов.
Кроме того, российский президент в очередной раз пообещал снять Россию с «сырьевой иглы», снизив зависимость страны от мировых цен на нефть, так как нынешняя структура российской экономики (что было очевидно уже давно – ред.) делает ее очень зависимой от кризисов на мировых рынках. В частности, власти намерены стремиться, по выражению Путина, не просто к бездефицитному бюджету, а к бюджету с высоким запасом прочности: «Он должен быть рассчитан на несырьевые доходы и уже во вторую очередь - на поступления от продажи углеводородов».
Как сообщил Путин, власти в ближайшее время изменят бюджетное законодательство и отвяжут расходы государства от цены на нефть, однако не сообщил деталей этого предложения и не уточнил, как такое ужесточение бюджетной политики будет соотноситься с многочисленными предвыборными обещаниями, которые прозвучали от него во время президентской избирательной кампании.
Следует отметить, тема стремительно меняющихся цен на энергоресурсы и последствий этих изменений для российского бюджета оставалась одной из главных в течение всего первого дня XVI ПМЭФ. Примечательно, что в заявлениях российских правительственных чиновников и представителей крупного бизнеса на эту тему особого оптимизма не просматривалось. Однако говорить напрямую о нарастающих рисках не рискнул практически никто из них.
Напротив, представители российского правительства, похоже, считают падение нефти со $127 до $89 лишь «незначительным снижением цен на энергоносители». Так, например, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что вторая волна кризиса могла бы наступить, если бы произошло значительное снижение цен на энергоносители. В бюджете же, по его словам, заложены достаточные резервы.
Ранее, однако, министр финансов заявлял, в случае, если среднегодовая цена на нефть в 2012 г. окажется ниже $100 за баррель, то дефицит российского бюджета составит 1,5% от объема ВВП. «В этом году уточненный бюджет предусматривает практически нулевой баланс — дефицит в размере 0,1% от ВВП, но бюджет составлен при цене на нефть 115 $/баррель», — напомнил Силуанов.
На чем основывалась такая корректировка бюджета в условиях продолжающегося ухудшения экономической ситуации в Европе и Китае — неизвестно, говорят аналитики. Самое интересное, что в первый же день работы ПМЭФ котировки нефти Brent обвалились более чем на 3% ниже важного психологического уровня в 90 $/баррель. Однако, российские чиновники, судя по всему, остереглись говорить о надвигающемся кризисе, видимо, думая, что тогда его удастся избежать.
Также большой вопрос вызывает заявление Владимира Путина о том, чтобы при расчете бюджета использовать не текущие (как сейчас), а средние цены на нефть за 10 лет – исходя из предложения Минфина, или за 5 лет – исходя из предложения первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое, предполагают эксперты, больше устроит Минэкономразвития.
«Бюджет все равно будет наполняться исходя из реальных возможностей экономики, но нефтегазовый сектор в данном случае будет играть при его формировании меньшую роль, - сообщил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.- Проблема в том, как сбалансировать цели правительства, предполагающего в долгосрочном периоде обеспечить опережающий рост инвестиций и планы по оптимизации бюджета. Очевидно, что возрастает в данном случае роль частно-государственного партнерства, и госструктуры будут наращивать свое административное и финансовое влияние на сегменте добычи и переработки сырья в целях обеспечения базы для такой кооперации».
Что касается непосредственного влияния текущего снижения цен на нефть, говорит аналитик, то оно, в случае сохранения текущей цены нефти в течение ближайших двух кварталов, эквивалентно недополученным годовым доходам бюджета в размере 300 млрд руб., или порядка 0,5% ВВП. Базовый сценарий предполагает, что бюджет РФ на 2012 г. с предполагаемым дефицитом в 1,5% ВВП был рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть Urals в $100 за баррель, - напоминает Осин.
«Соответственно, в данном случае правительство в ближайшие кварталы будет либо корректировать свою инвестиционную или социальную политику, снижая расходы, либо наращивать долг, сохраняя расходы неизменными. В случае восстановления цен на нефть текущие параметры бюджета могут быть сохранены», - отмечает эксперт.
Однако аналитик УК «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский предполагает, что у государства могут быть и иные способы наполнения бюджета. «Если коротко, бюджет будет наполняться за счет печатания денег за счет девальвации рубля. Эмиссию попробуют стерилизовать во внутренний долг», - подчеркивает эксперт.
В целом, говорит Александр Осин, если проанализовать заявления участников ПМЭФ, существует два взгляда на то, каким образом развивать российскую экономику. «Часть выступавших ратовала за первоочередную балансировку бюджета и сокращение инфляционных рисков. Другая часть считает, что такие меры должны проводиться без ущерба для активного ускорения прироста инвестиций в экономике, и именно рост инвестиций является первоочередным целевым параметром, определяющим политику властей».