Строительство торгцентров сместилось в малые города

Продолжающийся экономический спад вынуждает девелоперов сдвигать сроки сдачи торговых центров. За январь—июнь 2019 года объем ввода такой недвижимости в России упал до трехлетнего минимума.

За первое полугодие в России ввели в эксплуатацию всего 196 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, что на 12,5% уступает прошлогоднему показателю, и является минимальным значением за последнюю трехлетку, подсчитали эксперты компании «Cushman & Wakefield». А «Магазине магазинов» говорят, в глубинке в эксплуатацию ввели 102 тыс. кв. м. торговых площадей, хотя ранее девелоперы декларировали планы по сдаче 308 тыс. кв. м.

Аналитики «Магазина магазинов» также обращают внимание на то, что площади новых торговых центров уменьшаются. Как ожидается, в нынешнем году их усредненная площадь составит 14,75 тыс. кв. м, что на 14% меньше, нежели в прошлом году. Для сравнения, в 2015 году в эксплуатацию вводили вдвое большие центры – их средняя площадь составляла 32,7 тыс. кв. м. Авторы исследования, с которым ознакомился «КоммерсантЪ», говорят, девелоперы отдают предпочтение относительно небольшим торговым центрам, поскольку россияне все чаще совершают покупки в магазинах у дома, расположенных в скромных торговых комплексах в спальных микрорайонах.

На московские торговые центры пришлось 37% введенных в эксплуатацию, в прошлом году доля столицы составляла 25%. Резкое увеличение показателя объясняется запуском центра «Саларис», площадь которого составляет 105 тыс. кв. м. В нынешнем году в Москве заработают еще два больших ТЦ – 70-тысячник «Остров мечты» и 40-тысячник «Kvartal W». Зато, добавляют в «Cushman & Wakefield», в 2020-2021 году крупные ТЦ в Москве вводить в эксплуатацию не будут.

Реклама на веке

В «Магазине магазинов» полагают, что более активно торговые центры будут строить в глубинке. В первом полугодии нынешнего года в городах с населением до 300 тыс. человек ввели в эксплуатацию 37% всех российских ТЦ. Это на 5% больше, чем год назад. Директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин говорит, в больших городах спрос на торговые площади уже удовлетворен, поэтому девелоперы переходят в небольшие населенные пункты. При этом для закрытия потребности малого города в новых магазинах, как правило, достаточно одного большого торгового центра, добавляют участники рынка.

Реклама на веке
Забайкальский врио между ЕР и КПРФ Анастасия Волочкова принялась экономить