В финансовом ведомстве не единожды заявляли о необходимости ввести более строгие требования к субъектам федерации, регулярно не достигающим плановых бюджетных показателей. В первую очередь, речь шла о дотационных регионах, текущие бюджеты которых сверстаны по дефицитной модели, и за которыми тянется шлейф государственной задолженности, накопившейся в предыдущие годы.
Оптимальным форматом ужесточения дисциплины было признано подписание с региональными правительствами договоров, в соответствии с которыми последние обязуются сокращать размер дефицита и наращивать поступления в казну – как по фискальной линии, так и по другим доходным статьям. Кроме того, дотационные субъекты должны приступить к консолидации бюджетов. Представители ведомства отмечают, подобные соглашения подписали уже все регионы, к бюджетной дисциплине которых имеются претензии. Все участники списка также получают из федеральной казны дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Субъекты, которые не выполнят требования договора, ждет урезание данной дотации на 5%. Санкция вступит в силу с 2018 года. Начиная с 2019 года, наказание станет еще серьезнее, однако окончательно оно пока не определено. В нынешнем году выравнивающие дотации положены 72 субъектам. Лидером среди них является Дагестан, которому перечислят 52 млрд рублей. Далее следуют Камчатский край с 37 млрд рублей и Якутия с 36,6 млрд рублей дотаций.
В министерстве Антона Силуанова считают, что столь большое расхождение между плановыми и реальными показателями происходит из-за некачественного составления прогнозной части региональных бюджетов. Центр намерен заставить субъекты перейти на реалистичное планирование и разработку более качественных документов стратегической направленности. Пока же во многих регионах наблюдается ситуация, при которой между прогнозными показателями, рассчитанными на основании социально-экономических показателей, и цифрами, заложенными в бюджет, нет связи. Причем такой подход практикуется проблемными регионами на постоянной основе. Следствием некачественного планирования и становится нарастание госдолга субъекта и увеличение дефицитности местного бюджета.