Чтобы не болеть и долго жить
Соглашение о возведении и оснащении поликлиник общей мощностью 6,5 тыс. посещений в смену между «Седьмой концессионной компанией» (СКК) и властями Новосибирской области было заключено в феврале 2019 года. Тогда сумма инвестиций оценивалась в 7,4 млрд. рублей, а сроком окончания работ был указан 2022 год.
В заключении минэкономразвития региона было указано, что реализация предложенного проекта будет способствовать «увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет», «обеспечению охвата граждан профилактическими медосмотрами не реже раза в год», «ликвидации кадрового дефицита в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь», а также «развитию инфраструктуры системы здравоохранения» и т.д.
А воз и ныне там
СКК реализует в Новосибирской области проект строительства семи поликлиник в рамках государственно-частного партнерства, являющийся первым крупным ГЧП-проектом в сфере российского здравоохранения, структурированным в рамках ФЗ о государственно-частном партнерстве.
«Седьмая концессионная компания» входит в петербургскую группу «ВИС». По договору с облправительством о частно-государственном партнерстве компания должна была построить в Новосибирске семь поликлиник, из которых в настоящее время строятся только три, а по четырем, как утверждают в «ВИС», ведутся лишь «подготовительные работы». Открыть же учреждения должны были в августе 2022 года, но сроки уже сорваны, на что обратили внимание депутаты заксобрания области и горсовета Новосибирска.
Общие затраты уже выросли с 7,8 млрд. рублей до 15 млрд. рублей, но региональный бюджет должен будет выплатить «инвестору» более 21 млрд. рублей до 2030 года.
В декабре 2020 года губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что последние из семи поликлиник должны быть введены в эксплуатацию в августе 2022 года. Планировалось, что в 2023 году медицинские учреждения уже будут принимать пациентов. Чуть позже глава областного минстроя Иван Шмидт выразил надежду на то, что строительство начнется в 2021 году.
В ноябре 2021 года министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников заявил, что стоимость строительства поликлиник выросла с 7,83 млрд. рублей в 2018 году до 14,99 млрд. рублей. Тогда же СКК заключила с Газпромбанком договор, по которому банк обязался выделить 13,7 млрд. рублей в качестве кредита на финансирование проекта, предоставив банковские гарантии.
В феврале 2022 года Травников заявил, что четыре поликлиники ввести в текущем году не удастся. «В отношении оставшихся четырех поликлиник уже можно уверенно сказать, что в 2022 году их ввести не получится, потому что в декабре конкурс на выбор подрядчиков не состоялся, заявок не поступило», — отметил глава региона.
В конце июля 2022 года глава областного минздрава Константин Хальзов сообщил, что работы на строительных площадках всех семи поликлиник начнутся до конца года. На прошлой неделе группа «ВИС» уточнила, что в настоящее время «работы ведутся по всем семи объектам, задействовано около 250 рабочих». «Строители планируют в октябре закрыть тепловые контуры первых трех поликлиник», - заявили в «ВИС». Кроме того, в «ВИС» сообщили о повторной госэкспертизе, которая была проведена после введения антироссийских санкций.
Депутаты не молчат
На 17 сессии, которая состоялась 3 февраля 2022 года, депутаты Заксобрания атаковали губернатора Новосибирской области острыми вопросами о подорожании концессионных и ГЧП-проектов. Народные избранники заинтересовались мнением главы региона о том, выгодно ли при реализации инфраструктурных проектов тратить миллиарды на услуги организации и создавать нагрузку на бюджет на годы вперед. Прозвучало и обещание обратиться в прокуратуру, а также предположение о сговоре с концессионерами.
«Вот по техзаданию на поликлинику на Мухачева было 1,1 млрд. рублей. Сейчас стало 2,7 млрд., это больше чем в два раза выросла сумма концессии. Вы сами предложили, и я тогда предлагаю внести протокольно: давайте изучим этот вопрос и оставим право за собой обратиться в прокуратуру по этому вопросу», – отметил депутат заксобрания Новосибирской области Алексей Андреев.
Выступление о тяготах концессий подготовил депутат Яков Новоселов. По его мнению, бюджетная политика, которая сейчас реализуется в регионе, загоняет Новосибирскую область в позицию должника. По мнению депутата, концессии и ГЧП-проекты представляют собой получение кредитов.
«Концессионеры – это, по сути, обычные прокладки между бюджетом и кредитом, которыми не пользуются ни в Красноярске, ни в Иркутске. Зачем мы платим рубль за инфраструктуру и еще сверху рубль отдаем в карман концессионеру? Кого должен кормить бюджет? Высоких олигархов или бюджетников – врачей, учителей, для которых в этом бюджете не хватает средств на достойные региональные доплаты? Такой перекос может привести к социальному коллапсу, потому что наш бюджет развития прямо на глазах превращается в бюджет раздачи долгов», – добавил Новоселов.
Что ответили в СКК
«Иск, поданный министерством здравоохранения Новосибирской области, касается соблюдения промежуточных сроков исполнения работ по соглашению о государственно-частном партнерстве. В частности, сроков получения положительных заключений госэкспертизы по проектам поликлиник №№7, 13, 16, 18 и 22. ООО «Седьмая концессионная компания» считает, что публичный партнер нарушил порядок разрешения споров, предусмотренный соглашением о ГЧП, а задержка с получением заключений госэкспертизы была связана с объективными причинами», – сообщили в СКК.
«Сроки проектирования указанных объектов продлили в связи изменениями в задании на проектирование, которые внёс публичный партнёр. В частности, по его инициативе увеличили мощности и площади строящихся объектов, в результате чего совокупная мощность поликлиник увеличилась на 24%. Такое существенное изменение задания потребовало дополнительно проработать проектные решения и увеличить сроки согласования и утверждения проектирования», — подчеркнули в СКК.
С момента первичной госэкспертизы, продолжили в СКК, в строительной отрасли произошли изменения – выросли цены на материалы и оборудование. Это было отражено в ходе повторной экспертизы. В итоге стоимость строительства медучреждений увеличилась в среднем на треть. «В частности, поликлиники №13 и №22 оцениваются в 2,8 млрд. рублей каждая, что на 35% больше первоначальной стоимости. Поликлиники №16 и №18 оцениваются в 3,4 млрд .рублей и 3,1 млрд. рублей соответственно, что на 28% больше, чем в 2021 году. Все изменения отражены в соответствующем дополнительном соглашении к соглашению о ГЧП, которое направлено в адрес публичного партнера», – пояснили в компании.
Кроме того, в компании утверждают, что областной минздрав нарушил порядок разрешения споров, предусмотренный соглашением о ГЧП. Арбитражный суд вынес определение о принятии искового заявления ведомства к производству.