Как сообщает ресурс dni.ru, 29 августа состоится заседание кассационной инстанции Северо-Кавказского окружного суда по спору ПАО «Тольяттиазот» и Краснодарской краевой администрации. Предмет спора – права собственности на объекты портовой инфраструктуры «Тольяттиазота» в порту Тамани. Кассационная жалоба ПАО «Тольяттиазот» была подана на февральское решение краснодарского арбитража о передаче в собственность краевой администрации строений и объектов в порту Тамани. Вероятнее всего, как считают эксперты, исход дела для истца окажется неблагоприятным и портовая инфрастуктура ТоАЗа будет передана в краевую собственность. Таким образом, перспектива достройки порта и получение важного логистического канала транспортировки аммиака становятся для «Тольяттиазота» более чем призрачными.
В начале 2017 года арбитражный суд Краснодарского края передал в собственность местных властей недостроенный административно-бытовой корпус, бараки, трансформаторные подстанции, незавершенные гидротехнические эстакады и биологические очистные сооружения, принадлежажащие «Тольяттиазоту».
Предприятие обжаловало решение, но 6 июня арбитражный апелляционный суд оставил его в силе. Теперь дело на 3,5 млрд. рублей (именно столько требует компания у администрации Краснодарского края) будет рассмотрено в кассационной инстанции 29 августа, но перспективы ТоАЗа выглядят сомнительными, ведь никаких новых аргументов у предприятия не появилось.
Таманский проект ТоАЗа называют золотым долгостроем: он оценивался $300 млн. Его реализация началась в 2001 году: с этого момента администрация Краснодарского края сдала в аренду компании землю на 49 лет для строительства терминала по приему, хранению и перевалке аммиака. В 2003 году в пакете документов грандиозного проекта появилось разрешение на строительство, полученное от замглавы краевой администрации. Оно действовало до 2005 года.
Но уже в 2004 году акты проверок контрольно-надзорных органов выявили, что склад сыпучих материалов, башня радиосвязи, два верхних этажа зданий оперативных служб, два жилых дома и другие сооружения были возведены без разрешения на строительство, то есть самовольно. Чиновники выявили 22 нарушения и предписали ТоАЗу приостановить незаконное строительство. Но компания самовольно его продолжила, правда, со временем процесс окончательно заглох.
В 2014 году прокуратура официально признала объекты ТоАЗа самостроем, возведенным без разрешительной документации и с нарушениями норм. Объекты перешли в собственность краевой администрации, и ее право на них уже дважды было подтверждено судом.
Договор длительной аренды должен быть расторгнут в ближайшее время и, вероятно, новым оператором порта станет правительство Краснодарского края. Помимо ТоАЗа свои проекты в порту вели ООО «Газэкспорт», ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Союзресурс-Кубань». Не исключено, что после ухода «Тольяттиазота» высвободившиеся мощности и пространство займут другие стивидоры.
Потеря Тамани станет чувствительным ударом для ТоАЗа, рассчитывавшего с помощью порта открыть альтернативный канал экспортных поставок. Сегодня практически весь экспортируемый аммиак проходит через уникальный трубопровод «Тольятти – Одесса», но этот канал поставок крайне ненадежен.
В 2012 году «Укрхимтрансаммиак», управляющий украинским участком трубы, перекрыл аммиакопровод на две недели, а ТоАЗ был вынужден останавливать производство и подсчитывать убытки. В конце декабря 2016 года вокруг транзита тольяттинского аммиака вновь разгорелся конфликт: «Укрхимтрансаммиак» отказал ТоАЗу в увеличении квоты прокачки, и транспортировка продукции предприятия прекратилась аж до 3 февраля 2017 года.
После смены власти в Киеве также существенно возросла цена транзита аммиака. Сейчас Минфин Украины рассматривает очередное повышение тарифов на его транспортировку. Очевидно, что в условиях обмена санкциями между РФ и Украиной российским предприятиям рассчитывать на какие-то преференции не приходится.
Получается, что будущее химического гиганта из Тольятти сегодня под большим вопросом. Попытки найти выход из логистического тупика привели лишь к новым потерям – репутационным и материальным. После нового повышения Украиной тарифов на транзит аммиака производство продукции на ТоАЗе рискует потерять всякую рентабельность. Тогда никаких вариантов кроме остановки завода у руководства не будет.