Правки носят технический характер. Количество закупаемой техники и выделяемые средства останутся неизменными. В ближайшее время обновленный документ будет размещен на сайте госзакупок». Словом, история совсем не завершена.
Каприз за наши деньги
Предыстория такова. Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев в марте заявил, что город закупит 11 ретро-трамваев. В начале апреля департамент экономического развития администрации Нижнего Новгорода разместил электронный аукцион на приобретение в лизинг 11 трамвайных вагонов за 945,9 млн. рублей.
Трамваи должны обладать ретро-дизайном, но «начинка» будет современной, включая wi-fi. Предполагалось, что вагоны в Нижний Новгород поступят летом нынешнего года, к 800-летию города.
Поднялась волна возмущения. Горожане негодовали в соцсетях, некоторые общественные организации и местные отделения политических партий обращались в проверяющие инстанции. Блогер-урбанист Илья Варламов* заявил, что без малого 1 млрд. рублей будет потрачен «на чепуху», и призвал нижегородскую мэрию отказаться от закупки ретро-трамваев. Речь идет о трамваях 71-415Р (разработка «Уралтрансмаша»), которые, несмотря на современную «начинку», выполнены в ретростиле. Так, в задней части ретро-вагона расположено колесо, имитирующее стоп-кран старинных трамваев.
По словам Варламова, эти ретро-трамваи производства «Уралтрансмаша» показали себя не лучшим образом: в Череповце трамвай задымился во время движения, в Челябинске – застрял на рельсах. Вагоны отправили обратно производителю.
«Если бы администрация сейчас закупила современные трамваи, да еще и без лизинговой переплаты в 50%, на сэкономленные деньги можно было бы найти и отреставрировать несколько настоящих трамваев тех моделей, которые ходили в городе в советское время. Это было бы куда полезнее для Нижнего Новгорода с точки зрения туристической привлекательности», — уверен Варламов.
С туристической привлекательностью всё обстоит крайне непросто. Сами по себе ретро-вагоны не привлекут туристов в Нижний Новгород. Нужна инфраструктура. Начиная от специальных маршрутов с обеспечением экскурсоводами и созданием атмосферы (скажем, участием актёров в одежде той поры) и заканчивая организацией специального трансферта из аэропорта, от железнодорожного или речного вокзалов. Да и рекламная кампания в крупных российских городах понадобится. То есть, нет туристического продукта, под который и закупаются ретро-трамваи? Ведь они будут использоваться в итоге на обыкновенных городских маршрутах, весьма уступая в комфортабельности современным вагонам. За деньги, которые предназначены на 11 ретро-трамваев, можно купить 17 современных.
И тут злые языки утверждают, что дело совсем не в профите с туристов, а в без малого миллиарде рублей, который будет заплачен кому надо: «Уралтрансмаш» входит в «Уралвагонзавод», который является частью «Ростеха». А именно «Ростех», по неофициальной информации, стоит за губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, принявший решение о закупке, является креатурой Никитина. Но то – злые языки! Мы же просто отметим, что логичных и экономически обоснованных аргументов никто так и не предъявил.
Вызывает вопросы и стоимость одного вагона для Нижнего Новгорода в 85,9 млн. рублей. Нижний Тагил закупил три современных низкопольных трамвая по 37,3 млн. рублей. Москва пополнила трамвайный парк на 90 вагонов по 51,44 млн. рублей. Соседним с Нижним Новгородом по ПФО Ижевску и Перми односекционные низкопольные вагоны обошлись в 47 млн. рублей. Новокузнецк приобрёл двухсекционные низкопольные трамваи по 67,4 млн. рублей за один вагон.
Разве что Санкт-Петербург прикупил трамваи дороже, чем это планирует сделать Нижний Новгород – по 92 млн. рублей. Вот только при разнице в 7% по цене вместимость в 1,5-2 раза выше и трамваи те куда комфортабельнее.
Ульяновск купил в лизинг вагоны трамвая по 89,65 млн. рублей, но закупка прошла по программе «Безопасные и качественные дороги» и муниципальный бюджет оплатил всего 40% стоимости, затраты составили 35,8 млн. рублей за один вагон.
По земле или под землёй?
Ещё одна коллизия – противостояние трамвая и метрополитена в Нижнем Новгороде. Несколько глав города подряд старательно уничтожали трамвайную сеть, ничего не предлагая взамен. А строительство новых станций метрополитена, которые должны были обеспечить перевозку пассажиров взамен трамваев, в ближайшее время построены не будут – ни у региона, ни у города нет на это денег. Последняя на сегодня станция метро «Стрелка» была запущена к чемпионату мира по футболу-2018 и обошлась в 11 млрд. рублей, целиком поступивших из федерального бюджета.
Да и нерентабельно метро в Нижнем Новгороде - прибыльными являются две, иногда три станции из 15. Это неудивительно, так как, по данным вице-премьера Марата Хуснуллина, в чьё ведение входят вопросы строительства и региональной политики, имеет смысл строить метро, «если пассажиропоток не ниже 30 тыс. человек в час». В Нижнем Новгороде этот показатель составляет 5 тыс. человек.
Глава фонда «Городские проекты» в Нижнем Новгороде Алексей Садомовский сообщил «Веку», что закончен подсчёт стоимости возведения трёх новых станций метро – «Варя», «Оперный театр» и «Сенная», а также развития трамвайной сети Нижнего Новгорода.
Проектирование станции «Варя» в Сормово обойдётся в 700 млн. рублей, перепроектирование «Сенной» и «Оперного театра» — в 590 млн., строительство всех трёх станций — в 50 млрд. рублей.
«Строительство трамвая в 50 раз дешевле метро. Экономически он более эффективен, так как у нас в городе нет пассажиропотоков, на которые рассчитано метро. Трамвай при правильно сделанной инфраструктуре и грамотной организации движения может не зависеть от пробок на дорогах и иметь небольшие интервалы движения.
На деньги, которые требуются только на проектирование трёх новых станций метро (1,29 млрд. рублей), можно построить новую ветку трамвая в Щербинки (1,35 млрд. рублей) или в 7-й микрорайон Сормово (1,25 млрд. рублей). Или можно вернуть трамвай на Канавинский мост, возродив один из самых востребованных маршрутов (1,14 млрд. рублей). Суммы примерные, но порядок цен таков», — пояснил Садомовский.
Но можно обойтись и куда меньшими суммами. Строительство перемычки между автозаводской частью сети и линией в Ленинском районе будет стоить 300 млн. рублей. Хватит 900 млн. рублей на реконструкцию путей Городского кольца с отделением их от проезжей части и постройкой платформ для высадки пассажиров.
Региональное отделение партии «Яблоко», в руководство которого входит Садомовский, посылало запросы относительно закупки ретро-трамваев. Похоже, в сентябре на выборах в Законодательное собрание Нижегородской области по городским округам темы трамвая и метро будут весьма востребованы. Да и сейчас вокруг них сплачиваются горожане, которые имеют протестные настроения.