И единственный путь создания самой-самой лучшей на свете частной компании — помочь ей с государственной поддержкой безвозмездно, то есть даром, притом немедленно.
Начало 2012 года было отмечено не очень громким, но все же отчетливо прозвучавшим на фоне информационного затишья «трубным» скандалом – по сценарию ежегодного новогоднего шоу «Газпром против Украины». ОАО «Тольяттиазот» сообщило, что украинская сторона аммиакапровода Тольятти – Одесса «перекрыла вентиль» и отказывается принимать продукцию отечественного предприятия. Внятной причины такого конфликта не было озвучено ни с одной из сторон. Менеджмент ТоАЗа в привычной для себя параноидальной манере назвал такие действия партнеров происками неизвестных рейдеров, а украинская сторона говорила о технических проблемах российской части аммиакопровода — дочернего предприятия ОАО «Тольяттиазот» - ОАО «Трансаммиак».
2012 год не задался для «Тольяттиазота». На смену январскому трубному кризису пришел столь же неудачный февраль. Напомним, 6 февраля цистерна «Тольяттиазота» с водным аммиаком разрушилась, что стало причиной аварии - разлива опасного вещества в Новосибирской области. МЧС быстро среагировало, и устранила последствия катастрофы, однако западносибирские природоохранные ведомства обвинили ТоАЗ в халатности, повлекшей за собой серьезный ущерб экологии края.
«Тольяттиазот» вообще не особо дружит с природоохранными органами. Ежегодные проверки надзорных ведомств фиксируют десятки и десятки нарушений, влекущих за собой штрафы и предписания их скорейшего устранения. А прошлогодняя проверка Ростехнадзора выявила целых полтысячи нарушений в сфере промышленной безопасности производства, начиная с отсутствия систем сигнализации и превышений ПДК вредных веществ в разы до аварийно-опасного состоянии множества узлов и агрегатов завода. Однако, руководство предприятия не торопится вкладывать средства в обеспечение безопасности. Деньги идут только на личное обогащение топ-менеджмента.
Но вернемся к новогодней ситуации с украинцами, которые отказывались принимать тольяттинский аммиак. Тогда по просьбе генерального директора ТоАЗа Евгения Королева в ситуацию вмешался сам самарский губернатор Владимир Артяков. И это логично — второе после АвтоВАЗа градообразующее предприятие в Тольятти, какой-никакой налогоплательщик, восемь тысяч сотрудников, одним словом, вопрос государственной важности. Но этой помощи руководству ТоАЗа показалось мало — сейчас оно начало просить от Российского государства новой помощи. Дело в том, что с начала двухтысячных годов на ТоАЗе существует альтернативный план отправки своей продукции на экспорт – морем. Он предполагает строительство портового комплекса в Краснодарском крае – терминала по перевалке аммиака и карбамида. Но за 12 лет построить свой транспортный узел на Тамани ТоАЗу все никак не удается.
Этот проект до сих пор считается самым долгим и громким экологическим скандалом в истории России. Под строительство этого терминала в 2005 году «Тольяттиазот» заключил кредитный договор на 250 млн долларов с рядом крупных банков. К счастью, благодаря бдительности экологов строительство было остановлено. Именно после проверок краснодарских краевых природоохранных органов и МЧС, стало известно, что "Строительство вспомогательных объектов и сооружений ведется по документации, не имеющей экологической экспертизы, пользование недрами ведется без лицензии. Производится выброс вредных веществ в воздух, не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления". После заключения природоохранных органов экологи митинговали перед офисом компании в Краснодарском крае и требовали проведения тщательной экспертизы проекта терминала ТоАЗа, а по окончании серии митингов экологи отправили письмо Владимиру Путину. В результате проверок и внимания общественности, руководству «Тольяттиазота» было категорически запрещено строительство терминала в порту Тамань. Однако же новые перевалочные мощности ТоАЗу необходимы, как воздух. А если учесть, что техническое состояние аммиакопровода ТоАЗа катастрофически ухудшается и его использование может быть прекращено по техническим причинам, потребность в собственном перевалочном терминале год от года лишь растет.
Ситуация у ТоАЗа действительно сложная и надо что-то делать. Есть версия, что нашумевшая история с трубопроводом под Новый год — тонкая игра самого руководства ТоАЗа...
Инициировать «перекрытие вентиля» с украинской стороны — дело не сложное. Начнем с того, что за «Укртехтрансаммиаком» стоит партнёр руководства «Тольяттиазота» по бизнесу - украинский швейцарец Андреас Циви, сын более давнего, ныне умершего партнера Феликса Циви. Именно с помощью Циви-сына, как раньше через Циви-отца через офшорные компании проходит львиная часть экспорта «Тольяттиазота». И с помощью Андреаса Циви была разыграна хитрая комбинация – он поспособствовал тому, чтобы с украинской стороны вентиль был перекрыт, с тем, чтобы после мнимого конфликта руководство ТоАЗа смогло заявить о миллиардных убытках, произволе украинской стороны и попросить помощи у государства в продолжении строительства Таманского порта. Это был отличный ход. Тут есть еще один пикантный момент — по мнению руководства ТоАЗа, перекрытие трубопровода привело к отключению пяти из семи агрегатов, производящих аммиак. Вот только отключены они были значительно раньше — из-за аварийного состояния этих самых агрегатов.
Итак, срежиссированный российско-украинский конфликт дал ТоАЗУ возможность снова в полный голос заговорить о строительстве терминала в Тамани с тем, чтобы получить «инфраструктурную независимость от зарубежных партнеров». "Без сомнения, введение в строй этого комплекса - единственный выход из российско-украинского "аммиачного" противостояния, он даст возможность минимизировать зависимость от действий украинской стороны", — сообщил «Тольяттиазот» через СМИ.
Теперь чуть подробнее про техническое состояние аммиакопровода Тольятти - Одесса. В 2008 году ОАО «Тольяттиазот» сообщал, что по исследованиям профильного НИИ, срок износа аммиакапровода, построенного в 1976-78 гг., наступит в 2010 году. И он уже два года назад наступил. Это означает, что срочно необходимы колоссальные инвестиции в строительство нового трубопровода, потому что ремонтировать прогнивший на всем протяжении старый трубопровод бесполезно. И часть его все равно пойдет по территории Украины. Конечно же, выгодней построить собственный новый порт, чем строить новый гигантский трубопровод, часть которого будет принадлежать другому юрлицу и потому останется неподконтрольной. И размер выгоды нового перевалочного терминала таков, что никакие экологические риски и здоровье жителей Тамани в счет не идут.
Вот и получается, что используя свои собственные проблемы с технологическим производством и неудобной транспортировкой, руководство ОАО «Тольяттиазот» во главе с Королевым, «втемную» втянули федеральных чиновников в решение своих личных проблем. Причем проблем, которых предприятие бы могло избежать, если бы руководство предприятия инвестировало средства в экологию, в развитие и модернизацию собственного производства, а не занималось лишь набиванием собственных карманов.