В Минтрансе обсуждали инициативу ФАС и в целом ее поддерживают, сообщил журналистам представитель министерства. «Сама идея витает в воздухе. Детали, что именно авиакомпании будут предлагать за маршруты, обсуждается. Но не исключено, что лоты (маршруты) авиакомпании будут приобретать за деньги», — сообщил сотрудник ФАС.
Напомним, Анатолий Голомолзин входит в состав межведомственной комиссии, созданной в мае 2012 года для совершенствования механизма допуска перевозчиков на международные маршруты. Ранее участники рынка неоднократно жаловались на недостаточную прозрачность решений Росавиации по назначению авиакомпаний на международные линии, но и с созданием межведомственной комиссии спорных ситуаций меньше не стало: в июле конкурентом «Аэрофлоту» на линии Москва — Ницца стала авиакомпания «Россия», принадлежащая «Аэрофлоту». Решение комиссии вызвало протест у ближайшего конкурента монополии — компании «Трансаэро». Тогда же против назначения аффилированных компаний на одну линию выступил и Голомолзин.
Однако глава «Аэрофлота» Виталий Савельев возмутился: «Если не будет назначения на выполнение международных маршрутов аффилированным авиакомпаниям, то никогда не будет консолидации рынка – как было 130 «живопырок», так они и будут».
Он напомнил, что «Аэрофлот» консолидировал авиаактивы «Ростехнологий». «Если мы их консолидировали, то почему нам не давать назначения на наши дочерние компании? Они отдельные юридические лица. Пусть тогда другие занимаются (консолидацией - ред.)», - пояснил он. Впрочем, ФАС его точку зрения, судя по всему, не поддержала.
Предложения от авиакомпаний антимонопольная служба ждет до 31 августа. Но официальной реакции от участников рынка пока нет. Правда, как пишут «Ведомости», два сотрудника крупнейших перевозчиков к идее серьезно не отнеслись и перевели ее в шутку. «Все маршруты достанутся «Аэрофлоту». Он едва ли не единственный демонстрирует хорошую прибыль и не обременен кредитами», — говорит один из них. «Не факт — например, «Алроса» могла бы продать пару алмазных приисков и купить для своей авиакомпании рейс в Париж», — иронизирует другой. «Авиакомпания получает от маршрута порядка 3-5% прибыли, это низкомаржинальный бизнес», — продолжает первый. «Поэтому, если будет принят вариант, когда авиакомпании в рамках аукциона будут «перебивать» друг друга выгодными тарифами, не исключено, что начнут работать себе в убыток. А это при нестабильных ценах на топливо может привести к очередной волне банкротств», — уже всерьез рассуждает собеседник.
Впрочем, по мнению некоторых наблюдателей, с приходом системы, предлагаемой ФАС, монополии «Аэрофлота», имеющему до недавних пор исключительное право осуществлять регулярные рейсы на большинстве международных маршрутов, может прийти конец. Новый вариант порядка допуска перевозчиков на международные авиалинии разработан как раз для развития конкуренции и демонополизации рынка.
Отраслевые эксперты к предложению ведомств о назначении на международные линии через аукцион пока относятся осторожно. «Критерий победы может предельно упроститься: кто заплатил больше, тот и будет летать, хотя очевидно, что и в этом случае оправдан предварительный отбор, который не допустит к участию в аукционе перевозчиков, регулярно задерживающих рейсы или не имеющих сертификата IOSA, — комментирует «Газете.Ru» предложение ФАС главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Но утверждать, что такая схема отвечает интересам пассажиров и авиационной отрасли в целом, не приходится».
Чем больше компания заплатит за право возить пассажира, тем дороже обойдутся билеты, констатирует эксперт. Хотя на загруженных линиях пассажиры могут и не заметить повышения: оно будет размыто по всему пассажиропотоку, добавляет он.
Анатолий Голомолзин пояснил, что в международной практике «существует механизм аукционного доступа по разного рода ограниченным ресурсам». Минтранс собирал позиции перевозчиков по проекту нового порядка допуска до середины августа, обещав, что согласованная позиция будет проанализирована и «окончательный вариант документа с учетом мнений авиакомпаний будет вывешен для общественного обсуждения на сайте министерства». Но пока нового проекта документа на сайте ведомства нет. Теперь и ФАС ждет предложений от участников рынка.