Информация, полученная газетой Век от председателя Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, во всяком случае, подтверждает эти слухи. Возникает резонный вопрос: может быть, президент оставлял Зурабова именно для того, чтобы министр успел завершить свои дела?
Как сказал на сегодняшней пресс-конференции Михаил Гришанков, он отправил письмо Путину по поводу Зурабова. Ответа пока нет. Между тем, в ведомстве печально известного всей стране министра происходят весьма странные дела. Например, недавно были выделены крупные средства в рамках программы профилактики и лечения СПИДа. По словам Гришанкова, Минздрав на эти деньги закупает лекарства, которые предназначены для лечения второй стадии этой болезни (всего их три), а понадобятся они больным только лет через десять, но не сейчас. Как это назвать? - задает риторический вопрос депутат. Ответ очевиден. Как отметил Гришанков, в этом ведомстве мышь не проскочит без разрешения вышестоящего руководителя, поэтому говорить о том, что Зурабов чего-то не знает, просто смешно.
Кстати, недавно при поддержке комиссии Госдумы по противодействию коррупции, Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты Национальной ассоциацией участников электронной торговли и движения "Против коррупции" была проанализирована деятельность 50 регионов, 50 муниципальных закупщиков и 60 компаний в ключевых секторах экономики, включая естественные монополии на предмет прозрачности государственных закупок. Выяснилось, что в стране имеются лишь три региона с "гарантированной прозрачностью закупок" - Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Среди корпоративных закупщиков высокой степенью конкурентности при размещении заказов смогли похвастаться лишь две крупные компании. Все остальные закупщики, как государственные и муниципальные, так и корпоративные, получили низкую оценку "прозрачности". Потери бюджета от таких закупок составили 300 млрд. рублей. По словам Леонида Трошина, исполнительного секретаря движения "Против коррупции", в некоторых случаях Жигули покупались чиновниками по стоимости БТРа.
Напомним, что в 2006 году вступил в силу закон о порядке госзакупок, который должен подорвать питательную почву для коррупции при размещении госзаказа. Он предписывает проводить закупки только на основе открытых, прозрачных конкурсов и запрещает лоббирование при отборе поставщиков.
Тем не менее, как признают в ФАС, на которую отныне возложен контроль за госзакупками, количество жалоб на непрозрачность размещения госзаказа постоянно возрастает. Фактически ведомства не заинтересованы в экономии бюджетных средств. Как показывает практика, коррупционеры под видом конкурсов и аукционов пытаются сохранить прежнюю систему административного распределения и откатов. Впервые составленный рейтинг прозрачности госзакупок свидетельствует о том, что ни одно федеральное ведомство не может претендовать на высший рейтинг, не говоря о подавляющем большинстве региональных и муниципальных структур исполнительной власти.
Интересно, что среди федеральных учреждений самый низкий рейтинг прозрачности получили высший Арбитражный суд, Конституционный суд, Министерство внутренних дел, Совет Федераций, Центральная избирательная комиссия, Центральный банк.