Формальную причину для отказа украинское железнодорожное ведомство сформулировало крайне туманно. Якобы в графике движения составов, следующих как по материковой Украине, так и по территории Республики Крым, произошло некое «рассогласование». Что подразумевается под этим понятием, в документе, подписанном инженером главного пассажирского управления "Укрзализницы" Евгением Дыхне, не поясняется. Причем, «Укрзализница» затребовала отменить продажу билетов сразу на 2014 и 2015 годы. Уже известно, что аналогичный документ, помимо Российских железных дорог, получила Белорусская железная дорога. Российская сторона начала переговоры с украинскими железнодорожниками и пока не собирается закрывать предварительную продажу. Сейчас купить билеты по-прежнему можно на все поезда, отправляющиеся в течение ближайших 45 суток.
Если ультиматум «Укрзализницы» вступит в силу, пострадают как РЖД и ее клиенты, так и украинские железнодорожники. Россию и Украину соединяют 46 пассажирских составов, причем, только 14 из них формируются в РФ. 25 поездов имеют украинскую приписку, по 2 — белорусскую и молдавскую. Один состав формируется в Азербайджане. Материковую Россию и Крым соединяет 6 регулярных поездов: Петербург-Севастополь, Москва-Севастополь, Москва-Симферополь, Екатеринбург-Симферополь, Пермь-Симферополь, Москва-Феодосия.
В прошлом году три четверти (10,7 млн. чел.) пассажиров таких поездов отправлялись на материковую Украину, еще 3,7 млн. чел. - в Крым. Однако, как ранее сообщил глава Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания ОАО "РЖД") Михаил Акулов, с начала украинского кризиса пассажиропоток резко уменьшился. В первом квартале нынешнего года поездами воспользовалось на 40% пассажиров меньше, чем за аналогичный период прошло года.
Российская сторона за несколько недель до демарша «Укрзализницы» приступила к проработке сообщения между материковой частью РФ и Крымом в обход территории Украины. Премьер-министр Дмитрий Медведев обратился к Минтрансу и РЖД с просьбой организовать железнодорожно-паромное сообщение между Краснодарским краем и Крымом. До порта людей будут подвозить поезда, а далее — паромы.