Какие именно проекты ведомство Дмитрия Медведева собирается финансировать вместо скоростной магистрали Москва - Казань, Улюкаев не уточнил.
«Я думаю, что, скорее всего, не один проект будет. Наверное, мы не представим сопоставимого (с проектом строительства магистрали - ред.) по объему финансирования проекта. Их будет несколько», – заявил министр на всемирном экономическом форуме.
По мнению финансового аналитика УК «Атон-менеджмент» Дмитрия Голубовского, на этот раз чиновники приняли верное решение, переведя финансовые потоки ФНБ в другое русло.
«Скоростная железная дорога Москва - Казань, действительно, не самое лучшее капиталовложение, - сообщил Голубовский «Веку». - Транспортное сообщение между этими городами и без того достаточно хорошо развито, проект окупался бы слишком долго, а, учитывая то, что сметы были бы раздуты в процессе строительства, возможно, и не окупился бы вовсе. Смысл ФНБ - сохранение резервов на случай падения цен на нефть или каких-то других проблем в экономике».
Эксперт полагает, что проблемы в стране как раз наступили, поэтому сегодня было бы лучше не инвестировать средства этого фонда в отдельные проекты, а тратить его на социальные программы.
«Но правительство решило их сократить, - говорит Голубовский. - Бюджет урезан. Это - выбор, который может быть оправдан целями контроля над инфляцией. Однако, раз выбор сделан именно такой, нет смысла вообще расходовать ФНБ. Имеет смысл оставить его размещенным в ликвидных иностранных активах в долларах и евро, которые сейчас дорожают к рублю. Слабых мест в России, нуждающихся в инвестициях, много, но инвестиции должны быть экономически оправданы. Для этого необходим рост, а не стагнация. Вызвать же рост просто вливаниями денег сегодня уже проблематично. Это усилит отток капитала. Нужны структурные улучшения, которые, впрочем, наблюдаются (международные рейтинги отмечают улучшение делового климата в России), но не так быстро, как хотелось бы».
С Голубовским не согласен директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По мнению аналитика, нынешнее некомпетентное правительство приняло ошибочное решение.
«Новая железная дорога до Казани нужна, - сообщил Разуваев в разговоре с «Веком». - Что такое вообще правительство Медведева? Похоже, что оно доживет максимум до конца Олимпиады. Считаю, что новое правительство, которое придет на смену нынешнему, наконец, реализует все инфраструктурные проекты. Это очень важно. Та же магистраль до Казани принесет новые заказы, новые рабочие места, налоги. Наконец, она повысит качество жизни тех, кто будет этой магистралью пользоваться. Решения такого рода, что озвучил Улюкаев, это, с одной стороны, книжный либерализм, а с другой - саботаж путинской линии на модернизацию».
О том, куда правительство собирается потратить часть ФНБ, можно косвенно судить по «Концепции первоочередных мер социально-экономического развития», подготовленной МЭР. Например, один из пунктов документа касается кредитования за счет фонда среднего бизнеса. Правда, Министерство финансов - против.
«Вот это - действительно важно, но это тот достаточно редкий случай, когда я солидаризируюсь с Минфином, - говорит Дмитрий Голубовский. - Кредитование среднего бизнеса - достаточно высокий риск, который не должен ложиться на резервы. Этот риск могут взять на себя крупные банки, если будет таковым политическое решение. Я полагаю, что государство как основной акционер Сбербанка и ВТБ могло бы спрофилировать их работу под расширение кредитования среднего бизнеса, а также выдать госгарантии по диверсифицированным пулам таких кредитов либо по ценным бумагам, в которые эти кредиты могут быть секьюритизированы. Фонд национального достояния - не тот инструмент, которым стоит решать проблемы среднего бизнеса».
Добавим, что сегодня в ФНБ, который Владимир Путин назвал «подушкой безопасности» экономики страны, накоплено почти 3 трлн. рублей. На инфраструктурные мегапроекты было решено потратить не более 40% всей «кубышки».