Заявив об этом, глава ДНР Александр Захарченко также отметил, что власти Донецкой народной республики по-прежнему ждут, когда Украина начнет выполнять Минские соглашения. Примерно о том же говорит и Киев, но по отношению к ополченцам.
Накануне президент Украины Петр Порошенко подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО о полной транспортной блокаде самопровозглашенных республик. Действие блокады продлится до тех пор, пока ДНР и ЛНР не вернут расположенные на их территории промышленные предприятия и шахты под украинскую юрисдикцию.
Киев упирает на то, что введение внешних администраций (введены 1 марта в ответ на блокаду) противоречит положениям Минских соглашений, которые призывают стороны всячески способствовать экономической интеграции территорий.
Вместе с тем группа украинских радикалов, считающая действия Киева недостаточными, подписала манифест об объединении усилий.
Всего в документе 20 пунктов, среди которых — полный разрыв дипотношений с РФ, признание оккупированными территории, которые находятся под контролем ДНР и ЛНР, а также создание контрактной армии и признание украинского языка в качестве единственного государственного. Поддержали иннициативу ультрас из «Свободы» и партии «Национальный корпус», в которую вошли радикалы из «Азова» и «Правого сектора**»* (обе организации запрещены в РФ).
Депутат Верховной Рады Андрей Билецкий, возглавляющий «Национальный корпус», заявил, что, подписав этот документ, националисты начинают «свой крестовый поход против этой власти».
О том, что больше мешает «интеграции» — транспортная блокада, организованная украинскими радикалами, или введение внешних администраций на предприятиях, — без сомнения, долго будут спорить представители контактных групп в Минске. Впрочем, несмотря на взаимные обвинения от минского формата не спешит отказываться ни одна из сторон.
Слова Порошенко о «полной транспортной блокаде» вызвали замешательство у многих, причем, не только на Украине, но и за ее пределами. Дело в том, что согласно решению СНБО, принятому еще в январе 2015 года, грузовое сообщение с Донецком было запрещено за исключением гуманитарных конвоев. Железнодорожные перевозки также были ограничены. Они возможны лишь по разрешению Антитеррористического центра, напрямую подчиняющегося администрации президента.
Базу данных этих разрешений в Интернете разместили организаторы блокады. Обнародованный документ включает в себя 96 тыс. позиций. Согласно представленным данным суточный железнодорожный грузооборот лишь в одну сторону мог достигать 30 тыс. тонн.
Имея приблизительное представление об этих объемах, «блокировщики» отказались верить в эффективность блокады со стороны государства и продолжают осуществлять ее лично.
Как заявил командир одного из редутов, решение СНБО не заставит их покинуть свои импровизированные блокпосты. По его словам, во время вчерашней инспекции одного из правительственных контрольно-пропускных пунктов активисты видели, как через него двигались фуры без всякой проверки.
Кроме того, командир сообщил, что ему и его товарищам грозили вызовом в СБУ, а также пытались воспрепятствовать перемещению, мотивируя это тем, что он является «жителем другой области».
Следует отметить, что цены на колбасы украинских производителей в магазинах Донецка с началом блокады действительно не изменились.
Блокада, равно как и введение администраций на украинских предприятиях, превратились на этом этапе не в головную боль для ДНР и ЛНР, а в главную внутриполитическую проблему Украины.
Накануне Порошенко, в последнее время редко общающийся с журналистами и много критикуемый за это, дал интервью сразу трем украинским телеканалам.
Украинский лидер в очередной раз отметил, что действия «блокирующих» выльются Украине в копеечку. Все потери, как заявил президент, будут подсчитаны, а счет будет выставлен не только самопровозглашенным республикам, но и «Самопомощи», «Батькивщине» и прочим «организаторам и промоутерам блокады».
Ответные шаги, похоже, не заставят себя долго ждать. Так, накануне стало известно о том, что в Верховной Раде начался сбор подписей за отставку вице-спикера от «Самопомощи» Оксаны Сыроед, которая являлась одним из авторов законопроекта «О временно оккупированных территориях Украины» и активно защищает блокаду самопровозглашенных республик силами ветеранов АТО.
Есть уже и приблизительные расчеты понесенных убытков. О том, чем обернется потеря Киевом контроля над большей частью предприятий тяжелой индустрии на неконтролируемых территориях, сообщил украинский еженедельник «Новое время»***.
В качестве потенциальных последствий издание называет падение гривны уже в апреле до отметки 30 грн. за $1 (сейчас 27 грн.), а также потерю государством валютной выручки на $2 млрд. в год. Кроме того, украинский бюджет недополучит около 32 млрд. грн., которые поступали ежегодно в виде налогов, а своих рабочих мест могут лишиться до полумиллиона граждан. Блокада также обернется ростом коммунальных тарифов на тепло- и электроэнергию, поскольку Киеву придется закупать уголь по мировым ценам.
Свои подсчеты потерь Киева представил сегодня и Захарченко, сообщивший, что транспортной блокадой ДНР и ЛНР Украина уже нанесла себе ущерб в $3 млрд. И это далеко не предел, заявил лидер ДНР, в очередной раз отметив, что для украинской экономики последствия блокады куда более плачевны, нежели для экономик республик Донбасса. По словам главы ДНР, более 84% экспорта республики идет в Россию. Он отметил, что донецкие товары дешевле и качественнее зарубежных аналогов, и за год экспорт из ДНР увеличился на $34 млн.
Впрочем, полного прекращения «торговли с Украиной» самопровозглашенных республик, как о том заявил Захарченко, ожидать не стоит. Луганск зависит от находящихся под контролем Киева ТЭС и водоочистных сооружей. Луганская ТЭС располагается в городе Счастье и работает на антраците, который добывается на шахтах «Краснодонугля», где на днях была введена «внешняя государственная администрация ЛНР».
Украинская Авдеевка по-прежнему получает газ и электроэнергию с территории, контролируемой ДНР, при том, что в соответствии с текстом президентского указа «о полной транспортной блокаде» поставки коксующихся углей должны быть прекращены.
Впрочем, и самопровозглашенные республики не стали вводить «внешнюю администрацию» в украинских госкомпаниях, работающих на их территории.
За ситуацией с блокадой пристально следят западные партнеры Киева, которые явно обеспокоены происходящим. Так, официальный представитель Госдепа США Марк Тонер заявил, что проблема блокады Донбасса должна быть решена мирным путем и с сохранением целостности Украины.
На следующий день после принятия СНБО решения о введении «полной блокады» Евросоюз потребовал от Киева разъяснений. Глава представительства ЕС на Украине Хюг Мингарелли заявил, что подобное решение противоречит предыдущей политике украинского правительства, которую разделяли в ЕС. Впрочем, он тут же добавил, что окончательную позицию по данному вопросу в Евросоюзе сформируют на основании разъяснений, которые должна предоставить Украина.
В МИД РФ, в свою очередь, отмечают, что решение Киева ввести «полную блокаду» говорит о его стремлении «в очередной раз переложить ответственность за происходящее с больной головы на здоровую». Ведомство подчеркивает, что эскалацию напряженности спровоцировала сама Украина.
В Кремле и Совфеде считают, что действия Киева, прекратившего грузовые перевозки с неподконтрольными территориями Донбасса, ведут лишь к дальнейшей эскалации конфликта на юго-востоке Украины.
В Москве также всерьез обеспокоены ситуацией, сложившейся вокруг дочерних структур российских банков на Украине.