В правительстве готовы пересмотреть методологию взимания и расходования утилизационного сбора с импортных автомобилей и запчастей. Соответствующее поручение зампред кабмина Дмитрий Козак дал профильной рабочей группе. Нововведения предлагается отразить в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», рассказали источники «КоммерсантЪ». В частности, на финансовое обеспечение нацпроекта предлагается направить часть утилизационного сбора, который уплачивают импортеры. Рокировка представлена как мера по поддержке локализации производства транспортных средств в России. Собеседники газеты говорят, предложение одобряют и в экономическом, и промышленно-торговом ведомствах. Аппарат Козака также считает целесообразным повысить утильсбор с иномарок на 30%.
Этот платеж с 2014 года уплачивают как импортеры, так и отечественные производители, но последние по негласному бартеру затем получают бюджетные субсидии. Фактически утильсбор превратился в инструмент поддержки отечественного автомобилестроения. Параллельно аппарат Козака поддерживает делегирование субсидирования производителей авто субъектам федерации, при этом часть средств будет выделять центральная казна, отмечают источники. В частности, на региональный уровень могут передать программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», по которым бюджет гасит часть процентных ставок по кредитам. В Минпромторге это предложение восторга не вызвало, говорят информаторы.
Что касается дотаций производителям, то их размер будет зависеть от того, какую долю продукции соответствующий завод поставляет на внешний и внутренний рынки. Чем больше объем экспорта, тем более весомой окажется господдержка. Если подход оправдает себя, в дальнейшем его могут использовать и в других сегментах промышленности.
Участники рынка передачу финансирования госпрограмм на региональный уровень оценивают скептически. Производителям будет затруднительно учесть все затраты по мощностям в разных субъектах, либо, напротив, расходы будут считаться по два раза. Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов резюмирует, рокировку можно будет осуществлять только при выработке прозрачных условий получения субсидий.