Уже скоро технологии защиты интеллектуальной собственности будут работать в журналистике

Эксперты Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики рассказали, почему сфера интеллектуальной собственности стала темой №1 для СМИ и как самим журналистам защищать свою интеллектуальной собственность.

Многомиллиардные иски, скандалы вокруг фотографий памятников, пиратство, контрафакт, борьба титанов вроде Apple и Samsung, споры о том, кто у кого увел бренд КВН – ленты новостей буквально каждый день приносят очередную сенсацию. С одной стороны, журналистам хочется брать в работу горячие темы, с другой – сама сфера интеллектуальной собственности зачастую кажется им слишком сложной.

Эту проблему, среди прочих, была призвана решить онлайн-конференция «Рынок интеллектуальной собственности как тема №1 для СМИ», состоявшаяся 3 сентября в Москве на базе Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики.

Вебинар стал одним из этапов Всероссийского медиаконкурса «Интеллектуальная собственность – драйвер развития цифровой экономики», который проводится Ассоциацией IPChain и Союзом журналистов России. Виртуальная встреча журналистов из Башкорт*остана, Краснодара, Чечни и других регионов с президентом Федерации интеллектуальной собственности Сергеем Матвеевым и советником председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности, председателем правления Ассоциации IPChain Максимом Прокшем прошла в режиме свободного диалога и обмена мнениями. Модератором дискуссии выступил секретарь СЖР Роман Серебряный.

Реклама на веке

Матвеев и Прокш рассказали журналистам о том, почему институт интеллектуальной собственности в свое время сам оказался гениальным изобретением и как он меняется сегодня в эпоху глобализации и четвертой промышленной революции – когда одновременно критически возрастает значение технологий и увеличивается роль человеческого капитала в производстве прибавочной стоимости.

Журналисты, в свою очередь, расспрашивали о том, как защититься от кражи материалов в интернете, например, когда сторонние ресурсы без ссылок на первоисточник публикуют чужие статьи и фотографии. По словам Матвеева, уже очень скоро антипиратские технологии, которые сегодня используют правообладатели из мира кино, подешевеют, и журналистам не придется вручную искать копии своих текстов через поисковики. Скажем, антипиратская система сервиса n’RIS, которую можно подключить после депонирования объекта в распределенном реестре, не только выявляет нелегальные копии, но и автоматически направляет от лица правообладателей претензии нарушителям.

«Все, кто занимается сферой интеллектуальной собственности в каком-то смысле близки к журналистам, – сказал Сергей Матвеев. – В журналистике крайне важна проверка фактов, и в сфере интеллектуальной собственности происходит то же − здесь крайне важно проверять факты: кто создал результат, когда создал, как этот результат охраняется, кому и где разрешено его использовать. Именно поэтому рынок интеллектуальной собственности нуждался в блокчейн-инфраструктуре. Она сегодня − тот самый беспристрастный и надежный хранитель фактов об объектах, правах и сделках с ними».

Говоря о том, что важно было бы рассказывать широкой аудитории об интеллектуальной собственности эксперт отметил, что нужно использовать ее как повод рассказа о талантливых людях и о том, что они создают.

«Сейчас журналистика чаще освещает другую сторону − сторону конфликтов − борьбу между крупными корпорациями, которые используют патентное право для защиты своих позиций на рынке или о конфликтах вокруг известных авторов и их произведений. В результате у широкой аудитории складывается неверное представление об интеллектуальной собственности, как о поле постоянной битвы» − отметил Сергей Матвеев.

«Когда вы берете интеллектуальную собственность как повод, и в процессе подготовки материала начинаете выяснять, что там произошло с правами, вы всегда найдете огромное количество интереснейших творческих людей, компаний и новых бизнес-проектов. В итоге у вас может получиться хорошая история − может быть о российской компании, которая выпускает крайне эффективные солнечные батареи, а может быть − интересный материал о российском предприятии, производящем «мозги» для автомобилей ведущих экономик мира. Ну и конечно о том, как интеллектуальное право защищает творчество и работает на креативную и высокотехнологичную экономику», – пояснил президент Федерации интеллектуальной собственности.

«Мне кажется, что журналисты в некотором роде рабы своих привычек и стереотипов, – отметил Максим Прокш. – Они как писали о контрафакте и пиратстве, так и продолжают писать. А я бы на их месте искал что-то новое. Нужно обращать внимание на новые объекты, которые потенциально могут получить охрану, например, на большие данные, аватарки, никнеймы. На новую культуру, связанную с геймификацей, на ту же 3D-печать. Мне кажется, очень важно говорить не только о наших бедах, но и об историях успеха. Это было бы очень большим стимулом для наших людей – не только изобретать, что они, в общем, не разучились делать, но и создавать на основе своих изобретений качественный, модный и современный продукт как в творческих индустриях, так технической сфере»

Видеозапись конференции в ближайшее время будет выложена в открытом доступе. Организаторы уверены, что разговор о взаимоотношениях медиа и интеллектуальной собственности в цифровую эпоху продолжится и станет залогом продуктивного сотрудничества журналистов, экспертов, бизнеса.

*
Общественное объединение «Башкорт» признано экстремистской организацией (запрещена в РФ решением Верховного суда республики Башкортостан от 16.09.2020г.)
Реклама на веке
Министр здравоохранения впервые проведет прямую линию с россиянами В Роскачестве рассказали о правильном выборе рыбы и красной икры