По единодушному мнению кинокритиков, южнокорейская картина сильно выделялась на только что прошедшем конкурсе. Двумя годами ранее он представлял в Каннах скромный, по оценке специалистов, фильм-середнячок - игровую картину «Окча». Сегодня же для южнокорейского кино «Паразиты» - более знаковый фильм, полностью отражающий современный менталитет корейского народа.
По словам рецензентов, режиссеру Пон Джун Хо своим фильмом удалось подтвердить, что он является одним из самых острых и непримиримых критиков прагматичного западного общества.
В «Паразитах» в яркой, порой доходящей до гротеска форме рассказывается о той пропасти, которая разделяет бедных и богатых. Волею режиссерского замысла нищее семейство из подвала вдруг незаметно внедряется в жизнь богатейшей семьи. Закончится это для всех крахом. Такой исход и в голову не придет европейцу или, к примеру, конкретно Тарантино, которому, кстати, многие прочили главную награду. Однако его картина «Однажды… в Голливуде» отмечена лишь скромной «Пальмовой ветвью»... для собак - Palm Dog. Приз достался псу Бренди, дрессируемому по ходу фильма бывалым каскадером в блестящем исполнении Брэда Питта.
Мати Диоп из Сенегала получила Гран-при, сняв «Атлантику», по оценке кинокритиков, «ставшую одной из самых экзотических и идеальных по изображению картин».
Лучшими режиссерами на конкурсе были названы именитые Жан-Пьер и Люк Дарденн из Бельгии, представившие фильм «Молодой Ахмед».
Говорят, что в кулуарах конкурса картине «Боль и слава» Педро Альмодовара предрекали высшую награду. Однако фильму гения испанского кино досталась только «Серебряная пальмовая ветвь» за лучшую актерскую работу Антонио Бандераса. «Лучшей актрисой» стала Эмили Бичем из Англии, сыгравшая в снятом австрийским режиссером Джессикой Хауснер фильме «Малыш Джо».
Специальные призы жюри – у «Отверженных» темнокожего уроженца Франции Ладжа Ли, «Бакурау» бразильских режиссеров Клебера Мендонса Фильо и Жулиана Дорнеля, а также у палестинского фильма «Это, должно быть, рай» Элиа Сулеймана.
Призом «За лучший сценарий» отмечена режиссер фильма «Портрет молодой женщины в огне» француженка Селин Скьямма.
27-летнему россиянину Кантемиру Балагову жюри спецконкурса «Особый взгляд» присудило приз за лучшую режиссерскую работу в картине «Дылда». Он также получил приз международной федерации кинопрессы.
«Эти высокие награды - уникальное достижение молодого режиссера, ученика великого Александра Сокурова», - заявил ТАСС российский продюсер и сценарист Александр Роднянский*. Он считает, что уже сегодня Кантемир - «выдающийся мастер кино с блестящим будущим».
В фестивальных СМИ писали о неоспоримом даровании молодого режиссера, сумевшего показать послеблокадный Ленинград таким, каким он был на самом деле. А под покровом горя и отчаяния в героинях фильма — нежность и непобедимое стремление к жизни.
Шагать по красной дорожке знаменитого кинофестиваля рядом с мировыми кинозвездами - это успех, о котором даже не мечтают, потому что в реальность его трудно поверить. Тем не менее, такое случилось. Молодая актриса Виктория Мирошниченко сделала это в фильме «Дылда», сыграв одну из главных ролей - фронтовой санитарки Ии, вернувшейся в Ленинград сразу после войны.
Дебют артистки из Иркутска состоялся на кинофестивале. «Теперь надо становиться в очередь за автографом», - отшучивается, отвечая на вопросы об успехах дочери, мама Вики Ольга Мирошниченко. Думали ли в семье, что Вика, с детства мечтавшая стать архитектором, не просто поступит в ГИТИС, где конкурс 100 человек на место, но и первый же ее фильм будет таким успешным? Так далеко, конечно, никто не пытался загадывать. Но дочка прислала маме фото с проб и сообщила - летом на каникулы не ждите, предстоит съемка.
Всю осень и зиму Вике приходилось разрываться между учебой в столице и питерскими съемками. Ее героиня Ия - та самая Дылда, по прозвищу которой и назван фильм. Она вернулась с фронтовой подругой в Ленинград, где все еще дышит блокадой. На фронте получила контузию, последствия которой продолжали сказываться на ее жизни так же, как последствия войны отражались на Ленинграде. Сами создатели картины назвали ее историей о том, как женщины пытаются начать мирную жизнь в городе, все еще лежащем в руинах. Кинокритики же, в свою очередь, отмечают, что это фильм не столько о войне, сколько о людях, переживших ее ужасы и продолжающих нести их в себе.
Фильм «Дылда» рекомендован к показу в российских кинотеатрах в самое ближайшее время, а в августе он выйдет и во французском кинопрокате.