Замминистра обранауки Екатерина Толстикова написала письмо на 18-страницах о том, что более года (!) не может заставить своего подчиненного Александра Харченко выполнять прямые обязанности В моем распоряжении оказался уникальный документ — письмо заместителя министра образования и науки Екатерины Толстиковой на имя министра Дмитрия Ливанова. Екатерина Толстикова курирует Департамент управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки, который возглавляет Александр Харченко.
Содержание письма весьма удивительно. Госпожа Толстикова жалуется министру Ливанову, что уже более года (!) не может заставить своего подчиненного (того самого Харченко) работать. Она возмущенно перечисляет десятки (!) реально вопиющих случаев, когда подчиненный ей руководитель Департамента систематически не исполняет возложенные на него обязанности отказывается координировать работу Департамента с линией партии и правительства, то бишь не выполняет прямые указания Толстиковой и даже правительства РФ.
И речь не идет о каких-то пустяках. Харченко срывает важнейшую для страны работу по федеральной целевой программе «Крым». Говоря конкретно, он долгое время запрещал своим сотрудникам ездить в воссоединившийся с Россией полуостров в командировки, затем, после нагоняя от министра, разрешил-таки, но работать не велит, гоняют туда-сюда, а работа стоит. Воспретил даже контроль за распределением субсидий для крымских вузов.
«Подведомственные организации», о которых идет речь — это в основном российские вузы, имущество которых нужно зарегистрировать и затем определить его «юридическую судьбу». Харченко настолько «ревниво» относится к этой тематике, что максимально усложняет работу всего министерства по имущественным сделкам, не останавливаясь перед прямым подлогов документов. Это черным по белому написано в письме замминистра Толстиковой к министру Ливанову, зарегистрированному в канцелярии Минобрнауки (входящий номер УЕ-168/ВИ от 7 апреля 2016 года).
Как следует из письма замминистра, эти подлоги Харченко совершал в отношении согласования и корректировки новых «перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества», что, как мне представляется, может указывать на его корыстную заинтересованность и, возможно, относится к компетенции Следственного комитета РФ.
А если не подлог, то проволочка! Ведь даже полностью готовые к подписанию документы Департамент Харченко держит, по словам Толстиковой, по два-три месяца! Мотивация очевидна. Руководитель департамента своим бездействием как бы намекает «недогадливым» ректорам вузов и руководителям других подведомственных учреждений, что надо делать, чтобы добиться его драгоценной (в прямом смысле) подписи на документах.
Так, к примеру, задерживались документы по Северо-Кавказскому горно-металлургическому институту, по МГСУ, по Ижевскому государственному техническому университету им. М.Т. Калашникова, по Воронежскому государственному университету, по Тихоокеанскому государственному университету, по Санкт-Петербургскому государственному университету аэрокосмического приборостроения, по Волгоградскому государственному социально-педагогическому университету, по Донскому государственному техническому университету… На законные вопросы куратора своего департамента — Екатерины Толстиковой — о причинах задержки, Харченко демонстративно не отвечает (!), что она с негодованием и констатирует в своем письме к министру.
Трудно поверить, но Харченко не гнушается даже прямым саботажем решений Правительства России! По словам Толстиковой, ее подчиненный исключил из текста приказа Миноборнауки, касающегося предоставления сведений об имуществе, сроки предоставления этих сведений, чем полностью развалил эту работу. Замминистра с возмущением пишет, что «Харченко А.И. ежедневно нарушает должностной регламент, систематически и, видимо, принципиально, не выполняя письменные поручения», установил запрет сотрудникам Департамента участвовать в еженедельных совещаниях по координации деятельности Департамента и прекратил представлять отчетность. В частности, Харченко игнорирует распоряжение своей прямой начальницы «Об усилении контроля за учетом особо ценного движимого имущества». Так, ему было поручено не позднее 16 ноября 2015 года представить единый план-график завершения учета федерального особо ценного движимого имущества в Реестре федерального имущества. Данное поручение не исполнено, пишет Толстикова, а запрошенные объяснения не представлены.
В начале апреля этого года Харченко самовольно устроил себе командировку в Петербург, а на запрос Толстиковой о ее целях ничего не ответил.
Более того, в последнее время Харченко не отвечает на запросы из аппарата Правительств РФ, игнорируя при этом даже указания самого министра Ливанова! Чтобы не быть голословной, Толстикова указывает в своем письме номера исходящих документов и конкретные даты на них.
Подведомственные организации (то есть российские вузы) просто атакуют замминистра Толстикову запросами по поводу волокиты с решением их имущественных вопросов — многие документы ждут, по утверждению ректоров, своей очереди в «долгом ящике» Харченко по году-полтора!
Замминистра Толстикова рассказывает и о причине, по которой Харченко игнорирует ее указания и саботирует выполнение ее распоряжений:
«В коллективе Департамента управления сетью подведомственных организаций сформирована тяжелейшая психологическая обстановка — сотрудникам было приказано писать объяснительные записки по всем фактам общения со мной, установлен запрет на посещение совещаний, которые я провожу, регулярно и на постоянной основе на совещаниях в Департаменте и в личных беседах указывается на то, что курирующий заместитель Министра в ближайшее время будет заменен, так как он очень сильно мешает работе».
Другими словами, Харченко интригует против Толстиковой и добивается ее замены на чиновника, который будет плясать под его дудку.
Все это можно было бы свести к конфликту интересов двух чиновников, что случается довольно часто в жизни российских ведомств, если бы не случаи, которые можно четко квалифицировать как должностное преступление. Харченко ввел в практику… терять документы, которые он считает «недружественными».
В частности, утвержденный министром Ливановым в декабре 2015 года должностной регламент директора Департамента управления сетью подведомственных организаций был «потерян», ввиду чего потребовалось его повторное утверждение министром (что подтверждается докладной запиской от 4 марта 2016 г. № ЕТ-73/вн).
Замминистра Е. Толстикова подозревает своего подчиненного в уничтожении и более важных документов, хотя и излагает это подозрение в довольно корректной форме:
«В данной ситуации нельзя исключать возможного уничтожения и иных, более существенных документов, в частности по основаниям согласования сделок.
Предпосылки к подобным действиям имеются, по ее мнению, предостаточные.
В частности, по проверке в феврале 2016 года по данным системы электронного документооборота (СЭДКП) за 2015-2016 годы в СЭДКП Департаментом управления сетью подведомственных организаций было зарегистрировано 58 (!) протоколов, сканированные версии которых в СЭДКП отсутствовали».
Проверки и расследования пропажи ни к чему не привели и установить местонахождение пропавших документов «не представляется возможным».
Пропали в основном протоколы заседания комиссий Минобрнауки по согласованию сделок подведомственных организаций.
Их отсутствие де факто делает принимаемые Минобрнауки России решения по вопросам полномочий собственника имущества необоснованными и «формирует признаки состава правонарушения по превышению полномочий и/или преступной халатности», что с тревогой, как грамотный юрист, отмечает замминистра Екатерина Толстикова.
Странная ситуация, не правда ли? Управленец средней руки не выполняет указания своего куратора-замминистра, саботирует поручения не только министра, занимается кадровыми интригами, срывает выполнение стратегических программ правительства. И его не только не увольняют, до даже до выговор не объявили!
Ну, может, у Толстиковой полномочий или решимости не хватило, чтобы призывать к порядку вышедшего из подчинения Харченко, у которого, как мне представляется, свои «стратегические планы» на уме. Причем, вполне коррупционного содержания.
А что же министр Ливанов? Почему он не реагировал на то, что Харченко не подчиняется ни Толстиковой, ни даже самому Ливанову? Ведь уж кого-кого, а Ливанова в нерешительности заподозрить невозможно, да и соответствующих полномочий у него более чем достаточно.
В чем тут дело? Может, Харченко заполучил какое-то убойное досье на своих начальников и держит их, что называется, за то самое место? Может, он возглавляет страшную «мафию» минобровских чиновников-оборотней?
Или все дело в том, что волокита, местничество (то есть своекорыстное использование административного ресурса), да и прямое разгильдяйство в России в традицию вошли и бороться с ними все равно что против ветра плевать?
При любых раскладах, у господина Харченко имеет место быть ярко выраженный синдром вахтёра, когда маленький человечек, стремясь самоутвердиться, создает массу бюрократических препон, чтобы извлечь из своего «поста» как минимум психологический профит. Конечно в данном случае дивиденды, предположительно извлекаемые «вахтером», начальствующим над ключевым департаментом Минобрнауки, могут быть не только психологическими.
Дыма без огня, как говорится, не бывает, и какая-то из этих догадок, скорее всего, верна. Не исключено, что все три рабочие версии, что называется, в точку.
Как иначе расценить тот факт, что даже после официального, четко изложенного в письме на имя министра, предложения со стороны его зама прекратить трудовые отношения, то есть уволить Харченко, тот не только усидел в своем кресле, но и одержал верх над своей начальницей замминистра Толстиковой?
Министр Ливанов в отчет на письмо Толстиковой взял, да и передал Департамент, который возглавляет Харченко другому куратору-замминистра. Таким образом де факто поощрив документально уличенного в невыполнении поручений правительства и саботаже федеральных целевых программ чиновника и дальше творить тот же самый беспредел, если называть вещи своими именами.
Дело даже не в увольнении этого господина, а в том, что в течение долгого времени парализована работа Минобрнауки по важнейшим имущественным вопросам, по выполнению стратегических федеральных программ, игнорируются интересы десятков российских вузов.
В достоверности изложенных г-жи Толстиковой обвинений в адрес куратора всех отечественных вузов г-на Харченко сомневаться не приходится. Все приведенные сведения документированы, и сведений этих более чем достаточно, чтобы придти к неутешительному выводу об уровне эффективности контроля министра Ливанова за деятельностью департаментов своего министерства.
В Минобрнауки сложилась странная и недопустимая с точки зрения национальных интересов ситуация, которая должна быть незамедлительно рассмотрена на самом высоком уровне. Если уж на подобные вещи Правительство Дмитрия Медведева будет закрывать глаза, то трудно предполагать, какие деструктивные сценарии нас могут ожидать в ближайшем будущем. Еще Шекспир предупреждал, что «начинания, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия».