В экономическом ведомстве заявили о необходимости пересмотра государственной политики в автомобильной отрасли. Тактика, при которой за бюджетный счет стимулируется приобретение новых отечественных автомобилей, не позволила достичь запланированных целей, и ключевые проблемы отрасли остаются нерешенными, заявили в отчетном докладе специалисты Минэкономразвития. В документе, с которым ознакомился «КоммерсантЪ», подчеркивается, что, несмотря на вложенные в отрасль средства, российские автозаводы по-прежнему загружены только на 40%, а по итогам прошлого года понесли убытки в размере более 102 млрд рублей.
Иностранные владельцы расположенных в России производственных мощностей отчасти корректируют собственные программы с учетом реалий российского рынка, но над выходом на безубыточность, как и ранее, не работают, предпочитая компенсировать потери за счет заработков на развивающихся рынках. Кроме того, выпущенная в РФ продукция по-прежнему в малых объемах отправляться на экспорт.
В министерстве считают, что программы господдержки, которые начали работать в кризисные 2008-2009 годы, справились со своей задачей лишь отчасти, - они позволили уберечь мощности от ликвидации и тотальной остановки, но не позволили автопрому перестроиться на работу в новых реалиях. Более того, льготы, введенные для заводов, работающих в режиме промышленной сборки, позволили в 2010-2012 годах построить дополнительные мощности. Их запуск был осуществлен в расчете на увеличение внутреннего спроса. При этом производители не были стимулированы в направлении экспортной активности.
Как отметил замглавы Минэкономики Евгений Елин, в компетенцию которого входят вопросы автотранспортной отрасли, одной из наиболее весомых проблем для производителей остается дисбаланс выпуска и продаж транспортных средств. Если ситуация не изменится, в ближайшие годы на площадках может накопиться порядка 1 млн собранных, но нереализованных автомобилей.
Теперь в министерстве намереваются делать ставку на финансовую поддержку предприятий, которые перейдут на работу с предельно глубокой локализацией производства. Елин считает, что получателей бюджетной помощи станет меньше, как автомобилей, которые будут выпускаться с субсидированием, но в целом ситуация оздоровится – в прошлом останется безрезультатное сжигание денег из казны.