Для большинства российских производителей маркировка не станет серьезным препятствием и новшеством.
Эксперимент по маркировке сигарет в России правительство утвердило в 2017 году. Он продлился с 15 января 2018 года по 28 февраля 2019 года. Продажи сигарет с цифровой маркировкой стартовали в апреле прошлого года. Производители наносят на пачку специальный код, который позволяет отследить путь пачки от производителя до потребителя. Данное нововведение позволит госорганам получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции и ряду другой важной информации.
По просьбе участников рынка, переход на цифровую маркировку будет проходить в несколько этапов. На первом, который начался сегодня, участники оборота регистрируются в системе. С 1 июля на всех табачных фабриках будут производится сигареты с цифровой маркировкой, а розница начинает передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему, оператором которой выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Несмотря на звучавшие опасения по поводу того, что новые требования приведут в росту цен на сигареты, большая часть экспертов такую возможность исключают. Рост, если он и произойдет, будет минимальным, убеждены они.
Не видит риска роста цен и Минпромторг, о чем заявил глава ведомства Денис Мантуров. По словам министра, маркировка должна стать шагом к прозрачности рынка. По оценкам самих производителей, в 2018 году из-за нелегальных продаж сигарет бюджет недополучил более 60 млрд руб. в виде акцизов и НДС.
Заметим, что борьба с курением – одно из приоретеных направлений деятельности Минздрава. Ведомство планирует в ближайшие три года сократить число курильщиков до 25%. В качестве шагов, которые должны помочь в достижении данной цели назывались запрет на выпуск новой табачной продукции, а также повышение акцизных сборов.
Есть и более радикальные предложения. Так, ранее в Минздраве заявили, что планируют запретить оборот табака к 2050 году. Эта инициатива, как заявили в ведомстве, продиктована экономической целесообразностью. Как подсчитали медики, выгоды от снижения потребления окажутся существенно выше налоговых поступлений с продаж данного вида продукции.