Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий транспортный комплекс, инициировал ревизию соглашений, подписанных «Российскими железными дорогами» и ООО «Транслом», в соответствии с которыми монополист передал на утилизацию частной компании списанные вагоны. Проверять экономическую обоснованность сделки будут специалисты Федеральной антимонопольной службы, министерств промышленности и торговли и экономического развития. Доложить о результатах ревизии проверяющие должны будут уже к 10 февраля. Сама же ревизия была одобрена еще 27 декабря, пишет РБК со ссылкой на документы и собеседников в правительстве. Сумма проверяемых сделок составила 110 млн. рублей.
В аппарате Козака ситуацию не комментируют, а в Минпромторге заявили, что руководствуются поручением антимонопольного ведомства, которое заинтересовалось некоторыми договорами с участием РЖД и «Транслома». Минпромторг окажет поддержку в рамках своего профиля и тщательно изучит итоги ревизии, отметили в пресс-службе ведомства.
Официально три соглашения с «Трансломом» подписала дочерняя структура РЖД – «Федеральная пассажирская компания». По условиям договоров ФПК передаст на разборку под лом 2 тыс. списанных вагонов. «Транслом» до конца 2022 года должен выполнить свои обязательства . Первым в экономической целесообразности сделки усомнился депутат Госдумы, член фракции либерал-демократов Андрей Луговой, который и ходатайствовал перед Козаком о назначении ревизии. Аналогичное письмо парламентарий направил руководителю главка экономической безопасности и противодействию коррупции МВД Андрею Курносенко, а также главе РЖД Олегу Белозерову. В беседе с агентством депутат подтвердил передачу всех трех обращений.
По мнению Лугового, условия соглашений крайне невыгодны для ФПК, которая теряет на каждом вагоне без малого 1 млн. рублей. Поскольку за 2 тыс. вагонов «Транслом» заплатит 110 млн. рублей, стоимость одного вагона составляет 55 тыс. рублей. Однако выручить за его части можно значительно большие суммы. Вес пассажирского вагона составляет 48 тонн, из которых непосредственно металлическая часть составляет 29,5 тонны, алюминий и сталь – по 250 кг, медь – 50 кг. По актуальным ценам лома за такой вес можно выручить 383 тыс. рублей, а металлургические предприятия готовы выкупить такой объем за 442 тыс. рублей. Еще на 52 тыс. рублей потянет лом цветных металлов.
Следует учесть, что продать можно и отработавшие свое колесные пары – даже в неудовлетворительном состоянии они котируются по 120 тыс. рублей за единицу. Поскольку в каждом вагоне имеется 4 колесных пары, их общая цена возрастает до 480 тыс. рублей. Следовательно, разобранный вагон можно продать за 916 тыс. рублей. Перепродаже также подлежат бывшие в использовании рессоры, пружины и другие элементы – их купят дороже, нежели лом аналогичной массы, рассуждает депутат.
В правоохранительном ведомстве, РЖД и «Трансломе» ситуацию не комментируют. Компания-подрядчик перешла в частные руки осенью 2016 года, а прежде находилась в структуре железнодорожного монополиста. Три года назад ее выкупила компания «Кронос», владельцем которой является Алексей Золотарев. Прежде он вел общий бизнес с бывшим главой Минтранса, а ныне помощником главы государства Игорем Левитиным. «Транслом» специализируется на продаже лома, который поступает от железнодорожников и Минобороны.
По данным источников агентства, ныне «Транслом» имеет отношение к бизнес-империи братьев Ротенбергов. Один из них, Игорь Ротенберг, в 2004-2005 годах руководил имущественным департаментом РЖД, одновременно занимая пост вице-президента монополиста. Этот департамент курирует вопросы металлолома. Кроме того, Ротенберг владеет 50% акций компании НСК, которая перерабатывает все виды лома и занимается производством металлов. В то же время, руководитель «Транслома» Сергей Астахов, а также представители Ротенбергов утверждают, что связи между компанией и бизнесменами нет.
Отметим, что РЖД проводят масштабное обновление парка вагонов. Год назад компания подписала соглашение о закупке до 2030 года 3,7 тыс. пассажирских вагонов. Поставщиком выступит «Трансмашхолдинг».