Как заявили в среду, 12 июля, в пресс-службе ведомства Владимира Мединского, юристы министерства завершают подготовку иска, основным ответчиком по которому выступит непарламентская партия «Яблоко» в лице входящего в ее структуру «Центра антикоррупционной политики». Минкульт обвиняет оппозиционеров в распространении информации, порочащей честь и достоинство руководства ведомства. В министерстве считают, что задачей сотрудников центра было не выведение на чистую воду нарушителя правил расходования государственных средств, а привлечение внимания общественности к деятельности «Яблока». При этом в основу публикации легли надуманные детали, а также устаревшие статистические сведения. Все эти действия в ведомстве трактуют как попрание чести и достоинства. Судебное ходатайство будет заявлено от лица министерства.
В пресс-службе Минкульта заявляют: сведения, распространенные «Яблоком», не имеют ничего общего с действительностью и наносят урон деловой репутации и имиджу Министерства культуры. Юридические лица, упомянутые в скандальном расследовании, никоим образом не связаны с Мединским, а использование такой формулировки, как «знакомый министра», не выдерживает никакой критики, поскольку знакомством с главой Минкульта могут похвалиться половина России и практически вся столица. Ставить знак равенства между тем, что конкретное лицо знакомо с министром и оно же состоит в некоем картеле, абсурдно, полагают в ведомстве.
Заместитель руководителя «Центра антикоррупционной политики», юрист «Яблока» Алексей Карнаухов, в свою очередь, заявил, что судебная тяжба оппозиционеров не пугает, а тональность заявления Минкульта он оценил как нервозную. Подобные шаги были прогнозируемы, поскольку высокопоставленные лица традиционно не выносят благодарности людям, которые расследуют их неблаговидные деяния. Правовых оснований для подачи иска не имеется, поскольку озвученные в публикации факты были почерпнуты из общедоступных источников и без труда могут быть перепроверены.
Резонансный материал «Яблока» был опубликован на партийном портале накануне. В нем указывается, что инициатором расследования выступил глава центра Сергей Митрохин. В поле зрения аналитиков оказались государственные заказы, оплаченные структурами, которые подчиняются ведомству Мединского. Выяснилось, что, начиная с 2014 года, победителями тендеров на организацию фестивалей за бюджетный счет чаще всего становились компании, связанные с ближайшим окружением министра. В общей сложности таким юридическим лицам было перечислено более 106 млн. рублей.
Установлено, что 12 закупок, которые были проведены от имени Минкульта, «Ростуризма» и «Студии театрального искусства», достались четырем компаниям, которые к тому же имеют общих экс-учредителей и даже владеют идентичными телефонными номерами. В частности, общества с ограниченной ответственностью «Стратегические коммуникации», «СВ Дот.Ру» и «Медиа-консалтинг» оказались зарегистрированными по тому же адресу либо имели тот же телефон, что и структуры Егора Москвина, который ранее вел общий бизнес с действующим министром культуры. В поле зрения расследователей также попало ЗАО «Корпорация «Я», владельцем 69% ценных бумаг которой оказался отец министра Ростислав Мединский.
Компания «Медиа-консалтинг» и Фонд целевого капитала Российского военно-исторического общества, в наблюдательный совет которого входит Мединский, также имеют точку пересечения: учредителем первой и главой второго является Елена Кречетова. Ее коммерческая структура выиграла тендеры на общую сумму свыше 35 млн. рублей.
Митрохин полагает, что для отечественных чиновников является нормой поиск пробелов в законодательстве, которые позволяют фактически аффилированным с ними бизнес-структурам получать сверхприбыльные бюджетные заказы. Примечательно, что в процессе торгов такие компании снижали свое ценовое предложение в среднем на символические 0,01%. Как правило, руководителями таких компаний являются друзья или родственники чиновников высшего ранга. Юридически привлечь Мединского к ответственности за конфликт интересов невозможно, поскольку по закону его приятели и родственники могли подавать заявки на конкурсы. Следовательно, отечественное законодательство на данный момент легализует картели в составе чиновников и их приближенных. Карнаухов, в свою очередь, добавляет: чтобы положить конец подобной практике, необходимо корректировать федеральный закон о контрактной системе. Копию результатов расследования «Яблоко» уже направило в Федеральную антимонопольную службу.