Хоровая программа у Пасхального фестиваля появилась с самого начала и сразу же стала одной из приоритетных частей этого форума. Один "сборный" гала-концерт дополняется многочисленными отдельными концертами хоров-участников (на протяжении всего фестиваля хоровые концерты в Москве проходят каждый день как минимум по одному). Чаще всего хоры выступают в московских храмах, причем действующих редкостный результат партнерства между фестивалем и Московской патриархией. С одной стороны, фестивальным событиям тем самым придается нужный градус сакральности, а с другой публика открывает для себя хотя бы в виде концертной площадки едва ли не самые прекрасные храмы Москвы, вроде, например, классицистического храма Мартина Исповедника на Таганке или дивного барочного храма Никиты Мученика на Басманной.
Хоровой гала-концерт только "экстракт", позволяющий лишь довольно обобщенно представить себе хоровую программу фестиваля. И тем не менее, даже при том что многие из номинантов на фестивале выступали не впервые, остается удивляться тому, что эти обобщенные черты всякий раз складываются совершенно по-разному.
Например, и в прошлом году выступали на фестивале известные фольклорного толка ансамбли из Болгарии и Грузии, это уже своего рода традиция. Однако в прошлом году Грузию представлял юношеский ансамбль "Мдзлевари", а нынче приехали прославленные джигиты из ансамбля "Рустави", но тоже, разумеется, с традиционным народным репертуаром. Жаль, что их отличное выступление пришлось на самый финал четырехчасового концерта, когда изрядная часть подуставшей публики из зала уже сбежала. Зато все сполна оценили несравненный женский хор "Гори", выступавший в конце первого отделения: как и в свой предыдущий приезд, грузинские хористки демонстрировали неожиданные тембры, прекрасное владение динамикой и редкостную слаженность, исполняя нетривиальные хоровые пьесы современных грузинских композиторов.
В прошлом году приезжал ансамбль "Великие голоса Болгарии", а теперь вновь приехал уже бывавший на фестивале хор Доры Христовой "Мистерия болгарских голосов". Колоритные дамы с нарочито фольклорными голосами (и в ярких костюмах) опять представили современный болгарский репертуар, но не только. В качестве интермедии прозвучало старинное церковное песнопение, за которым последовало неожиданное появление группы болгарских фолк-инструменталистов, с подкупающим жаром исполнивших плясовую мелодию. Молодой украинский камерный хор "Кредо" привез умеренную программу, где украинские композиторы ХХ века соседствовали со Свиридовым, однако и качество исполнения оказалось весьма умеренным.
А вот отечественные участники в этот раз сосредоточились большей частью на русской духовной музыке. Ансамбль "Сирин" очень удачно открыл концерт небольшой подборкой раритетных распевов от раннего многоголосия XVII века до народной мелодии "Блаженных" ("Заповеди блаженств") в обработке Владимира Мартынова. И консерваторский хор Бориса Тевлина, и Саратовский губернский театр хоровой музыки исполняли хоровые концерты конца XVIII века (Бортнянский, Сарти, Дегтярев), причем по результату московский коллектив, надо признать, несколько уступал саратовскому. А вот мужской хор петербургского подворья Оптиной пустыни выступил с программой вовсе светской, причем не без оригинальничания: звучали не только народные шлягеры вроде песни "Из-за острова на стрежень", но и, к примеру, хоровые аранжировки "Венецианской ночи" Глинки и "Полета шмеля" Римского-Корсакова.
Все это выглядит свидетельством довольно причудливого состояния теперешней хоровой культуры. Во-первых, современный хоровой репертуар рискуют предлагать слушателю немногие: если брать программу гала-концерта, то эти немногие сплошь заграничные гости (не относить же всерьез к современному репертуару циркаческое переложение "Полета шмеля"). И то в случае хора "Мистерия болгарских голосов", например, эта современность умеряется фольклорными элементами. Мейнстримом же предсказуемо выглядит хоровая классика конца XVIII века. В этом году не было в программе гала-концерта более позднего репертуара вроде Чеснокова или Рахманинова, но он тоже вполне вписался бы в ситуацию: Бортнянский и Дегтярев, исполняемые нынешними российскими коллективами, подаются именно через призму хоровой традиции XIX начала ХХ века. При этом и качество этой подачи может быть весьма и весьма различным, и уклонения от этого пути редки. Допетровская хоровая музыка остается уделом единичных специалистов-исследователей: в прошлом году за нее "отчитывался" "Древнерусский распев" Анатолия Гринденко, в этом "Сирин" Андрея Котова. И совсем никто не берется за европейский хоровой репертуар a capella скажем, за полифонию XVI века.
С одной стороны, последнее и объяснимо, поскольку этот репертуар вроде бы не в традициях тех стран, откуда прибывает большинство участников. Однако некогда Пасхальный фестиваль не чуждался и западноевропейских участников именно хоровой программы: достаточно вспомнить такую его бесспорную удачу, как приезд английского ансамбля Sixteen под руководством Гарри Кристоферса. С течением времени, однако, европейские хоровые коллективы прочно утвердились не в собственно хоровой программе, а в другой, если угодно, рубрике в значительных концертах условно-ораториального жанра, которые фестиваль взял обыкновение устраивать каждый раз (в прошлые годы были пассионы Баха, в этом программа из крупномасштабных духовных сочинений Моцарта).
На долю хоровой программы остаются, таким образом, пестрота различных национальных традиций, изрядное количество русской духовной музыки в основном концертного свойства, понемногу фольклора и современного репертуара. К такому набору, вероятно, можно предъявлять и какие-то претензии, но дело в том, что противопоставить ему в реальности нечего. Да и надо ли? Еще пять лет назад идея привлечь публику широкой панорамой хоровых концертов могла показаться малоперспективной. Оказалось, что она востребована ведь пресловутые концерты в храмах не просто "пасхальный колорит", но и изрядное количество неожиданных музыкальных впечатлений.