Суть конфликта в 400 млрд. рублей, которые были обещаны Хлопонину на реализацию 40 крупных промышленных проектов, но правительство отказалось их выделять. Хотя эти проекты и были гарантированы кабинетом министров для развития СКФО, их рентабельность не была просчитана, а расчет был сделан только на государственные инвестиции - деньги привлекались под гарантии государства.
Впрочем, по словам экспертов, в реальный рост промышленности в СКФО с самого начала мало кто верил, Кавказ привык быть дотационным, таковым он и остался. По словам аналитика компании «Атон-менеджмент» Дмитрия Голубовского, должность полпреда, предложенная Хлопонину, изначально была «расстрельной». «С самого начала было очевидно, что все надежды и задачи, связанные с этим его назначением и с этим регионом, нереальны», - заявил аналитик «Веку».
Впрочем, как полагает Голубовский, Хлопонин и не пытался что-то существенно изменить, потому что у него в регионе меньше реальной власти, чем у любого местного руководителя, того же Кадырова.
«Я не вижу авторитета Хлопонина, - говорит аналитик. - СКФО - это горские республики плюс Ставрополье. В горских республиках их руководители правят только тем, что непосредственно контролируют их люди. Кроме, разве что, Кадырова, который, кажется, уничтожил всех конкурентов внутри Чечни. Ни Москва, ни ее назначенцы, если только они сами не являются влиятельными местными авторитетами, не контролируют в регионе почти ничего. Что до Ставрополья, то его все чаще называют русским Косово. Власть в нем постепенно утрачивается в пользу кавказских этнических криминальных группировок, постепенно вытесняющих русское население. Естественно, в таких условиях ни один вменяемый бизнес по своей воле не станет делать в регион никаких инвестиций».
Как убежден Голубовский, нерентабельных регионов, в принципе, не бывает. «Чтобы Кавказ стал рентабельным в том смысле, в котором это понимается в капитализме, Кавказ должен перестать быть феодальным. Сделал ли Хлопонин что-то, чтобы Кавказ перестал быть феодальным по сути? Нет. Пытался ли всерьез? Я не заметил. Хлопонин не пытался что-то существенно изменить, потому что у него меньше реальной власти».
По словам руководителя PR-агентства «Экономика и власть» Дмитрия Савчука, не удивительно, что инвестиционные проекты Северного Кавказа «завернули». «Во-первых, по всей России идут массовые сокращения на градообразующих предприятиях, - сообщил Савчук «Веку». - В частности, в Тольятти ВАЗ сокращает 30% работников, в Ульяновске УАЗ сокращает 15% и еще 15% отправляет в отпуска по собственному желанию. Не сложно представить себе волну недовольства россиян, когда после сокращений они узнают о вливании 400 миллиардов в экономику Северного Кавказа».
По словам эксперта, все это может вылиться в социальный взрыв. Более того, после миллиардных вливаний в строительство олимпийских объектов ощущается острая нехватка бюджетных средств на всех уровнях власти.
«А ведь впереди еще строительство объектов для чемпионата мира по футболу 2018 года, который, как известно, пройдет в России. Где взять денег? Частный бизнес ни под какие гарантии государства инвестировать в Северный Кавказ не согласится. Слишком велики риски остаться ни с чем. Зная уровень коррупции в северо-кавказских республиках, мы понимаем, что деньги просто разворуют. А искать защиты в надзорных органах и судах - затея еще более комичная», - говорит Савчук.
Тем временем, аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко полагает, что уровень инвестиционной привлекательности региона и бюджетно-налоговая политика правительства в среднесрочной перспективе слабо зависят от кадровой политики, а тем более, от личности «надзорной фигуры».
«Все это в большинстве своем определяется макроэкономическими факторами и общими тенденциями на рынке капитала, - сказал Сороко «Веку». - В такой ситуации винить одного человека в том, что в ситуации бюджетной экономии и оптимизации расходной части бюджета РФ его регион не смог привлечь дополнительный объем инвестиций, мне кажется не совсем корректным. Думаю, что с течением времени и повышением инвестиционной привлекательности российской экономики в целом инвестиции придут и в СКФО. Тут стоит отметить, что процесс переформирования субъекта из реципиента в донора занимает очень длительное время, особенно, если регион не обладает достаточным объемом природных ресурсов - фактически здесь нужно говорить о времени, необходимом для формирования обрабатывающего промышленного производства, оторванного от основных центров добычи. Провести такое реформирование за несколько лет просто невозможно».