Как следует из сообщения Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), резолюцию о борьбе с рекламой "серых" товаров планируется подписать сегодня. После этого документ будет направлен в Госдуму, Совфед, кабинет-министров, Верховный суд и другие структуры. В АКИТ надеются, что с помощью документа удастся изменить законодательство о рекламе, а также Гражданский кодекс.
Члены АКИТ считают, что в "серой" зоне находится значительная доля российского рынка интернет-торговли. Чтобы защитить правообладателей, авторы документа предлагают "прекращать делегирование доменного имени" в тех случаях, когда его использование сопряжено с нарушением прав на интеллектуальную собственность.
Как заявил исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин, действие резолюции затронет недобросовестных игроков интернет-торговли в РФ. При этом он отметил, что таких сейчас около 50%. Речь идет о сайтах, рекламирующих "серые" товары. Это может быть как подделка одежды известного бренда, так и незаконно ввезенный на территорию России гаджет.
Заходя на сайт с «серым» товаром, пользователь находит более низкие цены. Например, iPhone 5s с объемом памяти 16Гб, популярнейший смартфон в "Яндекс.Маркете", в подключенных к сервису интернет-магазинах по цене не превышает 25 900 рублей. А в российском онлайн App Store, в Евросети или в М-Видео аналогичную модель ниже 28 490 рублей просто не найти.
Жигулин отметил, что, по данным АКИТ, в России работают 40 тыс. интернет-магазинов, и около половины из них размещают на своих страницах рекламу брендов и марок, не получив на это согласия правообладателей. Среди них и крупнейшие агрегаторы "Яндекс.Маркет", "Товары Mail.ru" и другие. По его словам, доминирует на этом рынке"Яндекс.Маркет", с связи с чем претензии часто направлены именно к нему.
Комментируя инициативу АКИТ, представитель "Яндекса" заявил, что компания не в состоянии самостоятельно выявлять факт нарушения в каждом конкретном случае - это находится в компетенции суда или ФАС. Он также отметил, что действующее законодательство предоставляет все необходимые инструменты для эффективной защиты прав на товарный знак, в том числе в случаях нарушения прав в Интернете, подтверждением чему служит судебная и антимонопольная практика.
В "Яндексе" считают, что резолюция АКИТ не учитывает случаи использования товарных знаков в рекламе, что может стать причиной нарушения прав рекламодателей и потребителей товаров. Кроме того, данная инициатива может привести к ограничению конкуренции.
С позицией представителя "Яндекса" солидарен и вице-президент Mail.Ru Group Владимир Габриелян. По его словам, "Товары Mail.ru" соблюдает законодательство о рекламе. Он также считает, что обязать агрегатор проверять товар на "серость" технически невозможно. На крупных площадках представлены миллионы товарных позиций, объясняет Габриелян, осуществлять контроль за реализуемыми товарами - прерогатива органов, в ведении которых находятся экспортно-импортные операции.
По мнению директора интернет-магазина "220 Вольт" Леонида Довладбегяна, АКИТ и агрегаторы должны найти компромиссный промежуточный вариант.
Он отмечает, что площадки-агрегаторы не несут ответственности за соответствие контента законодательству до тех пор, пока сами не станут ретейлерами. В конце прошлого года "Яндекс.Маркет" ввел новую модель сотрудничества с магазинами, в рамках которой "Яндекс" получает процент с продажи. Довладбегян считает, что товар в интернет-магазинах, с которыми компания сотрудничает по данной программе, должен проверяться "Яндексом".
По мнению главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, вопрос "серых" товаров напрямую касается обязанностей таможенной службы. Отсеивать магазины "Яндекс" может лишь по решению суда. Произвольно определять "серость" товара или целого сайта он просто не имеет права, считает Иванов.