Январские тезисы Владимира Путина

Январские тезисы Владимира Путина
Фото: http://Reuters.com
Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Послание впервые оглашается в самом начале года. Президент пояснил, что решил выступить в этом году рано, так как нельзя откладывать решение глобальных вопросов, стоящих перед страной.

По словам Путина, высшим приоритетом являются сбережение и приумножение народа России, поэтому он предложил в первую очередь ряд мер, которые должны улучшить демографию, экономику и укрепить авторитет нашей страны в мире.

Внешняя политика

По словам председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, Послание президента РФ Федеральному Собранию стало сенсационным по многим направлениям. Это, по сути, историческое обращение к нации, в котором делается акцент, прежде всего, на решении реальных проблем населения, дальнейшем укреплении авторитета России в мире, сохранении исторической памяти.

Реклама на веке
Как разместить

Как заявил депутат «Веку», во внешнеполитическом блоке важнейшим был тезис о необходимости консолидации усилий стран - членов Совета Безопасности ООН для предотвращении глобальной войны. Это призыв к соблюдению базовых ценностей, обеспечению принципов многополярного мирового устройства, недопущению взлома ООН. «Надеюсь, что он будет услышан далеко за пределами России. Также особо хотел бы отметить слова Владимира Путина о необходимости сохранении правды о Великой Победе. В некоторых странах, в частности, Польше грубейшим образом фальсифицируется история Второй мировой войны. И противодействовать подобным проявлениям нужно самым решительным образом на всех уровнях. На международных площадках, в первую очередь, в Парламентской ассамблее Совета Европы как самой широкоохватной европейской организации мы будем жестко бороться с попытками насаждения исторической лжи. Думаю, у нас появятся сторонники и из других национальных делегаций», - заявил Слуцкий.

На предстоящей сессии ПАСЕ делегация РФ с большой вероятностью предложит декларацию с призывом к сбережению исторической памяти о Второй мировой войне. Наши дети должны знать, кто на самом деле обеспечил Великую Победу. «В преддверии ее 75-летнего юбилея мы должны сказать решительное «нет» попыткам принижения роли советского солдата в борьбе с фашизмом», - уверен Слуцкий.

«Отдельно хотел бы выделить постулат Послания о необходимости закрепления в Основном законе приоритета Конституции России над нормами международных договоров и решениями международных организаций», - добавил Слуцкий. Это, по его мнению, давно назревшее решение, которое позволит обеспечить сохранение суверенитета и отставание позиций России в мире.

О конституционных предложениях в Послании-2020

Путин предложил внести в Конституцию ряд поправок. Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в своем Телеграмм-канале пояснил, что предложенный президентом РФ пакет изменений масштабен. Однако о технологии его закрепления говорить рано, пока обнародованы не все конкретные новые нормы.

Как отмечает эксперт, с одной стороны, Путин сразу заявил, что речь не идет о принятии новой Конституции. Но первое же предложенное изменение, гарантирующее приоритет Конституции РФ в нашем правовом пространстве над противоречащими ей нормами международных договоров, может потребовать изменения ч. 4 статьи 15 Конституции. А это «защищенная» глава 1, изменения в которую могут вноситься только Конституционным Собранием (закон о нем за все годы так и не принят).

Возможно, вначале потребуется толкование Конституционного суда РФ, нужно ли для реализации предложенной Путиным поправки изменять именно статью 15 Основного закона.

Кроме того, аналитик считает, что использованные Путиным формулировки о голосовании граждан были достаточно обтекаемыми, из них не следует обязательность проведения именно референдума. Президент говорил о голосовании населения: такой опрос будет иметь рекомендательный статус, к нему нет требований по явке, на него не нужно выносить юридически выверенные и одобренные КС РФ формулировки (достаточно вынести общие направления, уже обозначенные в Послании).

Такой рекомендательный опрос можно провести как одновременно с выборами в Госдуму в 2021 году (тогда как, по ФЗ «О референдумах», проводить национальный референдум одновременно с выборами в Госдуму нельзя), так и в ближайший ЕДГ-2020. А потом уже с отсылкой к результатам этого опроса – а нет сомнений, что население поддержит эти шаги, тем более, что Путин предложил усилить еще и ряд социальных гарантий – еще парламент нынешнего созыва (либо следующая Госдума) может принять необходимые изменения в Конституцию.

В целом было бы логично, чтобы уже депутаты Госдумы нового созыва избирались в сентябре 2021 года и сразу начали работать с обновленными полномочиями, это существенно повысит значимость предстоящих выборов для населения и элит.

Александр Пожалов считает важным, что Владимир Путин предложил усилить сразу несколько институтов – и Госдуму, и Совет Федерации, и Госсовет (который пока в Конституции не фигурирует вовсе, наряду с Советом Безопасности РФ, роль которого прописана очень рамочно), и в меньшей степени Конституционный суд.

Но если новые полномочия Госдумы и СФ прозвучали в Послании достаточно предметно, то детали по новому статусу Госсовета как площадки усиления влияния губернаторов на федеральную политику президент пока не раскрыл.

С точки зрения подготовки к транзиту системы власти и дальнейших планов самого Путина в 2024 году (а, может быть, и ранее, если он примет такое решение) это сохраняет для него широкий коридор возможностей как для личного политического маневра, так и для наполнения будущей системы власти конкретным содержанием. В любом случае серьезно укрепляя сами институты публичной власти в России.

Аналитик полагает, что, исходя из сегодняшних реалий, можно говорить о том, что лично для Владимира Путина как лидера нации, гаранта стабильности реформируемой политсистемы и национального суверенитета в 2024 году вполне подходящим может стать и председательство в Госдуме (которая будет утверждать премьер-министра и всех министров без права президента эти решения заблокировать, а также уже сейчас располагает целым рядом «спящих» полномочий типа парламентского расследования), и руководство обновленным Госсоветом.

Однако если предполагать возможность перехода Владимира Путина в кресло председателя Госдумы, то нужно рассматривать и перспективу того, чтобы он возглавил список «Единой России» (а для самого Путина лучше бы избирательного блока на базе ЕР) уже на выборах 2021 года. Руководство обновленным Госсоветом личного участия Владимира Путина в выборах, наоборот, не потребует.

«Но стоит дождаться более конкретных норм о статусе Госсовета и новой роли губернаторов, новой системе организации МСУ (о котором президент также рамочно сказал в Послании), прежде чем судить о конкретной конфигурации «транзита». Содержание этих изменений пока не раскрыто, дискуссия только начинается», - считает Пожалов.

Демография и экономика

По словам депутата Госдумы Владимира Синяговского («Единая Россия»), ежегодное Послание президента Федеральному Собранию - одно из главных политических событий, определяющих стратегию развития страны на текущий год. Как пояснил «Веку» Синяговский, для него и большинства коллег было ожидаемо – линия на совершенствование социальной сферы, внутренней политики остается главной для государства. Беспрецедентная по масштабам работа по реализации национальных проектов, охватывающих буквально все сферы нашей жизни, будет продолжена. «Совершенно согласен с президентом, это очень непростая задача. Но тут, может, лучше уйти и не мешать нашему движению к поставленным целям, - заявил депутат.

По его словам, один из основных тезисов нынешнего Послания касается демографии. Президент обеспокоен негативными прогнозами на ближайшие годы. Суммарный коэффициент, по предварительной оценке, составил 1,5. Примерно столько же было в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Наша задача к 2025 году обеспечить устойчивый рост населения.

Депутат обратил внимание на то, что уже сегодня начались выплаты на третьего и последующего ребенка для малоимущих семей. Но этого недостаточно. Президент предложил начиная с 1 января 2020 года включительно начать выплаты на детей от 3-х до 7-ми лет для семей, чей доход не превышает одного прожиточного минимума. По мнению парламентария, для этого потребуется корректировка федерального бюджета и исполнительной власти совместно с законодателями и это нужно сделать максимально оперативно.

Напомним, что материнский капитал предлагается выплачивать за рождение первого ребенка в сумме 466 000 рублей, а при рождении второго ребенка материнский капитал будет увеличен до 616 000. Программа будет продлена как минимум до конца 2026 года.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия») напомнил, что выделение дополнительных средств на решение самых острых социальных проблем стало возможным за счет накопленных финансовых резервов.

По мнению парламентария, макроэкономическая стабильность - одно из важнейших достижений отечественной экономики. «Она позволяет сегодня решать социальные вопросы, которые были обозначены президентом», - отметил глава думского комитета.

Макаров также отметил, что в текущем году Фонд национального благосостояния достигнет объема в 7% ВВП. «Следовательно, то, что будет превышать 7%, может быть направлено на инфраструктурные проекты, на снятие инфраструктурных ограничений», - добавил он.

Макаров особо подчеркнул, что решение обозначенных главой государства социальных вопросов тесно увязано с развитием экономики.

Предложения, озвученные президентом, предполагают внесение изменений в закон о федеральном бюджете, добавил Макаров.

«По моим предварительным наброскам, эта сумма может быть порядка 500 млрд. рублей. Какие-то обязательства касаются региональных бюджетов, поэтому очень важно внести оперативно изменения в федеральный бюджет, чтобы регионы могли ориентироваться и выстраивать приоритеты и вносить изменения в свои бюджеты», - сказал Макаров.

В то же время не все эксперты разделяют подобный оптимизм.

По словам директора института стратегического анализа Игоря Николаева, мы столько лет топчемся на месте с точки зрения инвестиционного климата, и в этом вопросе вряд ли что-то сильно изменится.

«Можно надеяться на то, что частный бизнес будет поддерживаться за счет закона о защите капиталовложений. Но один из ключевых моментов – о чем вообще ничего не было сказано, – ведь санкции остаются. А в условиях санкций существует высокая неопределенность для крупного бизнеса. Поставленная президентом задача увеличить долю инвестиций с 21 до 25% не такая уж амбициозная. Но и ее исполнить будет мало реалистично», - заявил «Веку» Николаев.

Что касается налогообложения и обещаний президента 6 лет не повышать налоги, то эксперта смущает, что сначала НДС повысили, а теперь фиксируют. Николаев считает, что фиксировать налоги надо на щадящем уровне. А у нас предлагают зафиксировать их на достаточно высоком уровне. По его мнению, если уж фиксировать налоги, то сначала их надо было снизить.

По словам эксперта, эти предложения создают стимул для бизнеса. Но не снижают неопределенность экономической ситуации.

Льготы, конечно, лучше чем их отсутствие, но не стоит переоценивать эту меру. Если мы признаем, что есть проблемы неопределенности и инвестиции не идут, то мы обязаны сказать о том, как мы собираемся жить в условиях санкций. «А в условиях санкций быстро развиваться сложно. А развиваться быстро с темпами роста выше мировых, о чем мы мечтаем, вообще нельзя», - считает Николаев.

В свою очередь, депутат Михаил Емельянов из «Справедливой России» заявил « Веку», что постановленные президентом задачи реальны, но требуют изменения политического курса. Центральный банк должен осуществлять более мягкую денежно-кредитную политику. Необходимо снижать ключевую ставку ЦБ. Правительство, в свою очередь, должно стимулировать потребительский спрос, без которого осуществить изменения будет крайне сложно.

А спустя считанные часы после выступления президента РФ Владимира Путина перед Федеральным Собранием стало известно о том, что правительство во главе с Дмитрием Медведевым подало в отставку. В свою очередь, Путин поручил правительству исполнять свои обязанности до формирования нового состава кабинета министров.

На должность премьер-министра Владимир Путин предложил назначить главу Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, сообщила пресс-служба Кремля.

Госдума рассмотрит кандидатуру Мишустина на пост главы правительства на заседании 16 января.

Реклама на веке
Как разместить
Новый премьер вытрясет из россиян оставшиеся деньги Пакет для Трампа
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются