Министерство финансов Японии сообщило о наиболее стремительном сокращении экспорта тех пор, как землетрясение и цунами нанесли ущерб японской промышленности в 2011 году. Сокращение спроса на японскую продукцию больше повлияло на автопроизводство, электронику и машиностроение.
В сентябре в Китае состоялся ряд массовых антияпонских протестов относительно островов, которые в Японии называют Сенкаку, а в Китае - Дяоюдао. Обе страны претендуют на сами острова и на морские месторождения нефти и газа. В отдельных случаях во время протестов в Китае толпа крушила японские магазины, рестораны и автосалоны, в частности, протесты нанесли ущерб автопроизводителям Honda и Toyota.
После этого отношения между странами обострились и поставки в Китай из Японии в сентябре сократились на 14,1 процентов по сравнению с предыдущим годом. В частности, после случаев насилия японские автопроизводители заявили, что сократят производство в Китае. Со своей стороны, китайские покупатели бойкотируют японскую продукцию.
Сокращение экспорта совпало с сообщением председателя Банка Японии об опасности влияния кризиса еврозоны на финансовую систему Японии. По словам Наоки Иизукы с Citigroup Global Markets в Токио, на сокращение экспорта повлияли как глобальное замедление экономики, так и антияпонские протесты в Китае. По его мнению, в октябре экспорт будет сокращаться дальше, а из-за бойкота японской продукции возрастет торговый дефицит страны.
Напомним, два государства спорят из-за принадлежности островов, которые в Японии называются Сэнкаку, а в Китае - Дяоюйдао. Конфликт обострился, поскольку правительство Японии объявило о намерении приобрести эти острова у частных владельцев . В ответ правительство КНР отправил к островам шесть патрульных лодок "для защиты своих территорий". Конфликт вокруг островов Сенкаку, совпал со сменой власти в Китае, которое происходит раз в десятилетие. Тяжелый дипломатический кризис между странами с 2005 года ставит под угрозу торговые отношения между Китаем и Японией.