Компания Air Fuel Synthesis смогла с августа этого года произвести 5 литров топлива из углекислого газа и водяного пара, запустив для этого небольшую установку.
«Мы взяли диоксид углерода из воздуха и водород из воды и обратили эти элементы в горючее. Никто раньше ни в нашей стране, ни, насколько мне известно, за рубежом не делал этого. Жидкость выглядит и пахнет, как бензин, но это гораздо более чистый продукт, чем бензин, полученный из нефти, - рассказал глава компании Питер Харрисон, представивший свое открытие в лондонском Институте механической инженерии. - Наше топливо способно работать в существующих двигателях. Это означает, что может быть использована существующая транспортная инфраструктура».
Как отмечает отраслевой информационный портал «ЭкспертПост» на сегодняшний день самой близкой к воплощению является идея о смешивании дизельного топлива, полученного из нефтепродуктов, с биодизелем, полученным из подсолнечника или рапса. Этот способ — наименее затратный и самый простой с технической точки зрения, поскольку не требует кардинальной замены автопарка.
Технологический процесс включает в себя смешивание воздуха с гидроксидом натрия. Получившийся в результате этих действий гидрокарбонат натрия подвергают электролизу, что позволяет создать натуральный углекислый газ. Впоследствии его смешивают с извлеченным из воды водородом, что формирует углеводородную смесь. Условия данной химической реакции определяют, какой тип топлива будет получен. По словам представителей Air Fuel Synthesis, после смешения с топливными добавками, горючее можно заливать в бак.
Компания намерена за два года построить более крупную установку - завод коммерческого масштаба, который сможет производить тонну топлива в день. Хотя процесс пока находится на ранних этапах и нуждается в электричестве из национальной сети, компания считает, что в итоге будет возможно использовать силу возобновляемых источников, ветровых электростанций или приливных плотин.
«Все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда... Процесс использует хорошо известные всем компоненты, но что восхитительно - это то, что они сумели свести воедино весь этот процесс и показать, что он может приносить результаты», - заявил глава департамента энергетики и окружающей среды Института механической инженерии Тим Фокс.
Плюс данного топлива в том, что его можно применять в уже существующих двигателях внутреннего сгорания. Однако есть и недостаток - себестоимость изготовления одного литра бензина из «воздуха» намного превышает себестоимость его получения из нефти, так как затрачивается много энергии.
Новое топливо первоначально предполагается смешивать с обычным. Технология идеально подходит для отдаленных районов, которые обладают достаточными источниками возобновляемой энергии, но ограниченными возможностями для их хранения.
Хотя прототип системы разработан для выделения углекислого газа из воздуха, данная часть процесса пока слишком неэффективна с точки зрения коммерческого использования, подчеркивает автор статьи. Однако профессор Клаус Лакнер из Колумбийского университета Нью-Йорка отмечает, что высокая стоимость любой новой технологии всегда со временем резко сокращается.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Великобритании» журнала «Биржевой лидер», открытие британских ученых является далеко не первым прецедентом разработки технологий получения синтезированного бензина не нефтяного происхождения. В частности, наиболее распространенным из них является переработка каменного угля, однако, существуют более экзотические способы, например, с использованием морских водорослей. Два года назад в российском городе Томск ученые, в свою очередь, разработали технологию получения бензина и дизельного топлива из бытового мусора.
Другой вид биотоплива — этанол, который уже широко используется в Европе. Автомобили ездят на так называемой смеси Е-85, содержащей 85% биоэтанола, 14% обычного бензина и 1% специальных присадок, обеспечивающих нормальное горение. Для инжекторных двигателей переделка не требуется, единственная проблема — быстрый износ топливного насоса, который сделан из алюминия и пластика - материалов, окисляющихся при взаимодействии со спиртом.
Кроме того, вокруг бурного роста производства рапса, подсолнечника, а также переработки тростника и зерновых на этанол в мире сейчас идут жесткие споры: сторонников биотехнологий обвиняют в том, что их действия уже стали причиной мирового продовольственного кризиса и в конце концов приведут к голоду на планете. Международный валютный фонд считает, что переход на биотопливо на 70% стал причиной роста цен на продукты питания, а Всемирный банк заявил, что ответственность за этот кризис в большой степени лежит на ЕС и США.