Президент особо подчеркнул важность максимального ускорения реализации существующих проектов и запуска новых инициатив в транспортной сфере.
«На протяжении многих лет мы последовательно, системно наращиваем логистические возможности России, делаем это с расчётом на перспективу, на долгосрочный эффект для отечественного бизнеса, для наших граждан», – отметил Путин.
Российская автодорожная отрасль, действительно, после многих десятилетий стагнации совершила за последние десять с лишним лет мощный прорыв.
Поразительно, но человек, который внёс в создание сети скоростных дорог России неоценимый вклад, в октябре 2021 года был отправлен под домашний арест. Сейчас ему грозит до 10 лет лишения свободы на основании откровенно надуманных обвинений.
Речь идёт об экс-председателе правления «Автодора» Сергее Кельбахе, который стоял во главе государственной компании с 2011 года по 2019 год и под началом которого было возведено подавляющее большинство крупных объектов российской автодорожной инфраструктуры.
Так, под руководством Кельбаха была построена новая автомагистраль «Москва – Санкт-Петербург», реконструирована федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон», после чего время в пути до Черноморского побережья уменьшилось наполовину, и в рекордно короткие сроки (с февраля по июль 2014 года) была проведена предпроектная разработка Керченского моста.
Именно Кельбах в период с 2010 года по 2018 год активно содействовал инвестированию более 300 млрд. рублей частных капиталов в строительство дорог через государственно-частное партнёрство. Программа создания опорной сети скоростных автодорог России, которая легла в основу Федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети», также была создана при участии команды Кельбаха.
Тем удивительнее слышать вместо благодарности за весомый вклад в развитие автодорожной инфраструктуры страны обвинения в адрес чиновника. Примечательно, что появились они уже после того, как Кельбах покинул пост председателя правления «Автодора» и ушёл в ОАО «РЖД» развивать проекты государственно-частного партнёрства.
Любой человек, если вникнет в суть обвинений против Кельбаха, заметит нестыковки и противоречия.
Уголовное преследование госменеджера берёт начало в июле 2019 года, когда на экс-главу правления «Автодора» было заведено дело по обвинению в хищении более 2 млрд. рублей при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Однако в ходе следствия позиция обвинения поменялась. Теперь чиновнику инкриминируют «злоупотребление полномочиями».
«Само уголовное преследование Кельбаха началось с рапорта о том, что на интернет-ресурсах имеются сведения о хищении денежных средств при строительстве ЦКАД. При этом в материалах уголовного дела этого сообщения нет, нет ссылки на этот ресурс, вообще ничего нет», – поделился Олег Вышинский, являющийся адвокатом Сергея Кельбаха.
Кроме того, юрист сообщил о том, что в деле фигурируют три эпизода. «Два эпизода о якобы имевшем место согласовании нецелевого расходования бюджетных средств на оплату по банковским гарантиям комиссий АО «Крокус Интернэшнл» и ООО «Кольцевая магистраль».
Третий эпизод – якобы имевшее место незаконное выполнение проектных работ по пусковому комплексу №2, выполнение которых, соответственно, было запланировано на 2023 год», – пояснил Вышинский, добавив, что его подзащитный не обладал полномочиями единолично принимать решения по строительству. И, что не менее важно, капитал в рамках спорных сделок был распределён позже, когда Кельбах уже ушёл из корпорации.
«Все комиссии, которые уплачивались по банковским гарантиям, уплачивались за счёт собственных средств вот этих организаций.
Во-вторых, они были включены, соответственно, в расходы, которые связаны со строительством, и по бухгалтерской и налоговой отчётности полностью отражены в расходах вот этих вот организаций. То есть, не за счёт бюджета Российской Федерации, – отметил Вышинский.
Таким образом, обвинения в нанесении ущерба государству абсурдны и несправедливы. Да и слишком неправдоподобно выглядит то, что Кельбах – единственный обвиняемый по такому громкому делу. Даже если принять на веру, что 2 млрд. рублей были похищены, провернуть такую махинацию в одиночку никому не под силу.
Необоснованность претензий привлекла внимание депутатов, сенаторов и правозащитников. Член Совета по правам человека при президенте РФ Шота Горгадзе 11 апреля направил письмо главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой проверить доказательства невиновности Кельбаха, изложенные его адвокатом, но ответа до сих пор не получил.
«С учётом того, как ведётся уголовное преследование Сергея Валентиновича, я могу сделать для себя только один вывод: это – заказ», – подытожил Горгадзе.
Но вред от притянутого за уши дела против заслуженного дорожника России (а среди многочисленных наград Кельбаха есть и такой почётный знак) – не только вопрос несправедливости в отношении конкретного человека.
«Данное уголовное дело станет показательным для каждого чиновника, который впредь будет бояться проявлять инициативу в своей работе», - прокомментировала ситуацию член Совета Федерации РФ Елена Афанасьева.
Добавить к этому больше нечего.