В эксперименте американских ученых поучаствовало 150 малышей, которым исполнилось 15 месяцев. Исследование проходило следующим образом: ребенка посадили на колени к родителям и позволили им наблюдать за действиями «ведущего» исследователя. Он сидел за столом напротив и показывал любопытным детям, как играть в различные игрушки с подвижными элементами и издающими различные звуки.
После демонстрации маленькие участники исследования с нетерпением ждали возможности самостоятельно поиграть с игрушками, но в этот момент начинался второй этап эксперимента.
В комнату входил еще один человек, который располагался возле демонстратора и с сердитой интонацией говорил о том, как его раздражает подобная игра. Когда спор заканчивался, малыши могли приступить к игре, но при этом моделировались различные обстоятельства. Когда «ругающий» человек выходил из комнаты или отворачивался от ребенка, чтобы тот его не видел, то малыши радостно брали игрушку и повторяли те действия, которые им перед этим продемонстрировал «ведущий». Когда же второй человек оставался в комнате, но с нейтральным выражением лица смотрел на ребенка или читал журнал, большинству детей понадобилось около 4 секунд чтобы взять игрушку в руки и начать с ней играть. При этом детки не спешили повторять продемонстрированные экспериментатором действия, а играли на свой лад. Интересно было бы понаблюдать, как в такой смоделированной ситуации повели себя дети, если им подарить букеты из мягких игрушек, купить которые можно на сайте colapsar.ru.
В результате эксперимента ученым удалось доказать, что уже в таком маленьком возрасте дети могут увидеть эмоции взрослых, понять, что их действия неверны и изменить их. Другими словами в возрасте 15 месяцев ребенок на основе эмоций и визуального восприятия может понять мотивы окружающих. Это, к слову, было доказано впервые.
При этом удалось оценить зачатки такого важного навыка человека как самоконтроль, который как раз развивается в возрасте до трех лет. Большая часть исследуемых показали, что вполне способны отрегулировать свое поведение. Изменение действий малышей под влиянием внешних обстоятельств, скорее всего, связано с их склонностью игнорировать гнев других людей. Индивидуальные различия, которые возникали в поведении детей при одинаковых условиях, натолкнули экспериментаторов на мысль о том, что это может помочь определить в будущем, насколько ребенок готов к обучению в школе.