Аналитики инвестиционного банка JP Morgan прогнозируют серьезные проблемы американской экономики, спровоцированные кризисом авиакомпании Boeing. Как отмечает в тематическом докладе главный экономист JP Morgan Майкл Фероли, драйвером грядущего кризиса экономики США является аннуляция контрактов, подписанных с компанией участниками рынка авиаперевозок на поставку лайнеров Boeing 737 MAX. Отрицательные последствия этих прецедентов для американской экономики окажутся более существенными, нежели от остановки работы государственных органов на 35 дней, которая имела место в декабре-январе.
По подсчетам Фероли, если авиационный гигант откажется от выпуска 737 MAX, рост внутреннего валового продукта США уменьшится на 0,6% в год. Шатдаун привел к снижению прогнозируемого ВВП только на 0,4%. Эксперты банка напоминают, что контракты на поставку проблемного лайнера составляли около 25% выпуска самолетов американским авиастроением. Если сборка модели будет продолжена, но в меньшем объеме, убытки производителя также отрицательно скажутся на национальной экономике. Прирост инвестиций в нее уменьшится, равно как и экспорт готовой продукции, пояснят автор доклада.
Обеспокоенность Фероли получает подтверждения. Накануне стало известно о том, что крупнейшая индонезийская авиакомпания Garuda Indonesia аннулировала контракт на 49 самолетов 737 MAX 8. Смета договора составляла $5 млрд. По словам главы перевозчика Густи Нгура Асхара Данадипутра, закупать самолеты нет смысла, поскольку клиенты авиакомпании не доверяют проблемным лайнерам и не захотят приобретать билеты на рейсы, которые будут выполняться на них.
Участники авиационного рынка не исключают эффект домино, согласно которому вслед за индонезийским гигантом от контрактов на поставку лайнеров откажутся другие крупные перевозчики, в числе которых Norwegian, SpiceJet, Ryanair и другие. К примеру, в руководстве Norwegian уже заявили, что будут добиваться от производителя компенсации за отмены рейсов из-за всеобщего моратория на выполнения перелетов на 737 MAX. Глава компании Бьорн Кьос обратился к пострадавшим от аннуляции рейсов пассажирам, подчеркнув, что нет причин, по которым бы перевозчик отказался от требований компенсации.
Аналогичные намерения выразили перевозчик из Польши Enter Air и еще одна компания из Индии Indian SpiceJet. Иск на крупную сумму, по мнению участников рынка, Boeing вскоре выставит Lion Air. Независимые эксперты считают, что в среднем владельцы лайнеров затребуют по $250 тыс. за простой одного борта на протяжении месяца. Для сравнения, авиакомпании American Airlines из-за проблем с Boeing 737 MAX приходится ежесуточно аннулировать 90 рейсов.
При этом часть авиакомпаний отказалась делегировать своих представителей на встречу с руководством компании, которая состоялась накануне на заводе в Рентоне. В частности, не прислали делегатов Lion Air, Ethiopian Airlines и Garuda Indonesia. Пилотов и специалистов в сфере авиации, которые все же прибыли на мероприятие, представители компании уверяли, что лайнер получит обновленное программное обеспечение, упреждающее нештатные ситуации при резком поднятии носа. Также в процессе доработки были исключены сбои при коррекции угла атаки, которые, по заключению экспертов, привели к падению лайнеров в Индонезии и Эфиопии.
Инсайдеры The New York Times утверждают: проблемный самолет стал следствием желания Boeing сэкономить. Дабы не уступать Airbus, который 7 лет назад начал выпускать экономичный модельный ряд Neo, корпорация должна была или с нуля создать новую модель, что оценивалось в $32 млрд., либо укомплектовать Boeing 737 новым энергоэкономным двигателем, который оказался слишком большим по размеру и тяжелым, что привело к смещению центра тяжести и носовому крену лайнера. А система опускания носа, разработанная в спешке, регулярно сбоила и фактически работала не на выравнивание лайнера, а на его перевод в пике.
Между тем, кроме экономических проблем Boeing столкнулся с вниманием правоохранительных органов. Расследования по факту предоставления сертификатов некачественному программному обеспечению проводят прокуратура, Минтранс, Федеральное бюро расследований и профильная комиссия конгресса США. Эксперты Центра ответственной логистики считают, что подозрительная сертификация стала результатом лоббизма интересов корпорации группой сенаторов Республиканской партии во главе с Митчем Макконеллом, супруга которого Элейн Чао работает в авиационном подразделении Минтранса.