Законопроект о регулировании видеосервисов ограничивает права граждан других стран на владение аудиовизуальными сервисами с профессиональным контентом, которые ежедневно посещает более 100 тыс. российских интернет-пользователей.
Основной целью законопроекта, авторами которого стали Андрей Луговой и Шамсаил Саралиев, являются онлайн-кинотеатры, однако под норму закона подпадает и YouTube, сообщает «Комерсант» со ссылкой на приложение к заседанию правового комитета.
Как отметил Саралиев, при составлении документа он и его коллега исходили из того, что иностранцы не должны контролировать российский рынок аудиовизуальных сервисов и решать, кому что смотреть или слушать на территории РФ.
Впрочем, текст законопроекта написан вне стен Госдумы. Его автор — Медиакоммуникационный союз (МКС).
В Медиакоммуникационном союзе отметили, что на YouTube размещается как профессиональный контент, так и любительские видеоролики. Механизма, который позволял бы разделять их, не существует. Выходом из сложившейся ситуации там называют либо создание дополнительной инфраструктуры, либо переход на зарубежные площадки, что станет причиной резкого роста затрат операторов связи.
В МКС признают, что законопроект в целом ограничивает конкуренцию, заставляя пользователей уходить в так называемую серую зону Интернета.
Как утверждают источники, сам законопроект был инициирован «Газпром медиа» и «СТС Медиа», а главной его целью является американский видеосервис Netflix. Однако из-за угрозы, которую документ создает для YouTube и соцсетей, против него выступили «ВымпелКом» и МТС.
В американской компании Google не стали комментировать вероятность ухода видеосервиса YouTube из России. Как заявила сотрудник пресс-службы Google Россия Екатерина Кондратьева, компания никогда не комментирует непринятые законы и данный случай исключением не станет.
В то же время в Минкомсвязи заявили, что на YouTube действие нового закона не распространится, а потому все разговоры об уходе его из РФ не соответствуют действительности. По словам замглавы ведомства Алексея Волина, ограничения, предусматриваемые внесенным в Госдуму законопроектом, не распространяются на сервисы, где размещен преимущественно пользовательский контент.
Как сообщили в Ассоциации интернет-видео, в случае принятия закона под его действие подпадет всего несколько российских компаний, у которых доля иностранного владения превышает оговоренные 20% — это Ivi, Megogo и TVzavr. Вместе с тем, на долю этих компаний приходится практически треть рынка видеосервисов. При этом участники Медиакоммуникационного союза в настоящее время не занимают на рынке существенной части.
Эксперты встретили законопроект весьма холодно. Они отмечают, что действие закона распространится на прямых конкурентов авторов законопроекта, что противоречит антикоррупционному законодательству.
Между тем, на сегодняшний день видеохостинг YouTube, созданный в 2005 году, является наиболее популярным средством распространения видео, что обусловлено простотой и удобством использования сервиса. Кроме того, YouTube – второй в мире сайт по посещаемости. Аудитория видеохостинга исчисляется миллиардамии. На сайте размещаются фильмы, видеоклипы, новости, образовательные передачи и слайд-шоу. Россияне составляют около 2% от общей аудитории сервиса.