С помощью тарифного регулирования грузоперевозок можно снижать нагрузку на дороги, давать преимущество добывающим сегментам промышленности или ограничивать развитие других. Для многих регионов важнейшее значение имеет авиация: авиадоставка грузов по России – наиболее быстрый способ получения груза.
Как сообщает Росстат, за 11 месяцев 2016 года грузооборот вырос на 1,7% по сравнению в 2015 годом. По данным оперативного доклада Росстата, грузооборот в цифрах составил 4,709 трл тонно-километров.
Грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 1,5%, а автомобильного транспорта – на 1,1%. Грузооборот трубопроводного транспорта составил 2,252 трл тоннокилометров, что на 1,7% больше предыдущего года.
Специалистами рынка грузоперевозок отмечаются возросшие объемы грузооборота морского и воздушного (авиационного) транспорта. Так, согласно данным статистики, грузооборот морского транспорта за указанный период увеличился на 10,1%, составив 39,7 млрд тоннокилометров, а внутреннего водного транспорта – на 4%, до 62,3 млрд тоннокилометров. Можно отметить возросший спрос на авиаперевозки: грузооборот воздушного транспорта вырос на 20%, составив 5,9 млрд тоннокилометров.
2016 год для российских грузоперевозчиков прошел под знаком "Платон" – системы взимания платы с грузовиков с разрешенной массой более 12 тонн. И хотя система была введена в ноябре 2015 года, влияние "Платона" на отрасль не прекращалось весь прошлый год. В России снизилось количество грузовладельцев, так как небольшие транспортные компании не смогли выдержать конкуренции и перешли в другую нишу грузоперевозок. Кроме того, существенно выросла стоимость акцизов и стоимость расходных материалов – масла, топлива и шин.
В настоящее время все изменения рынка сводятся к его переделу в сторону крупных грузоперевозчиков, которые также работают на пределе рентабельности. Многие компании отпустили ставки на перевозку грузов до минимальных отметок: это делается для удержания клиентов. При этом другие затраты, которые касаются развития бизнеса, увеличения зарплат и т.п. – отходят на второй план.