"Во-первых, 90% украинских экспортных контрактов подписаны на условиях, когда продавец оплачивает доставку груза только до границы", - пишет Forbes. Перевозчики проходят украинскую таможню без проблем и задерживаются уже на российской стороне. Соответственно, расходы по растаможке и убытки от простоя грузов ложатся не на украинского отправителя, а на российского получателя.
Кроме того, восемь из десяти вагонов, перевозящих украинские грузы в Россию, принадлежат российскому бизнесу. Из-за проблем на таможне украинские производители начали замораживать перевозки на неопределенный период. Поскольку вагоны, которые пришли в Украину с грузом, обратно идут налегке, это существенно снижает доходы компаний-владельцев вагонов.
Третий негатив для российского бизнеса - отсутствие украинской продукции и сырья. Для некоторых отраслей экономики России это может спровоцировать остановку или резкое замедление, по крайней мере, пока не удастся найти новых поставщиков. Например, сейчас вместе с другими товарами на границе стоит и щебень.
"Без украинского щебня все строительство в Москве просто остановится", - заявляет директор логистической компании "Укртиртранс" Алексей Романюк.
Напомним, 14 августа, Федеральная таможенная служба Российской Федерации добавила в перечень "рисковых" всех без исключения украинских импортеров, фактически на неопределенное время заблокировала поставку товаров из Украины. Впоследствии о проблемах с поставками заявили ряд украинских компаний, в частности "Метинвест", "Милкиленд", Завод имени Фрунзе, "Инкерман", "Оболонь".
В правительстве РФ заявили, что решение об остановке импорта из Украины принимала таможенная служба, а на уровне кабинета министров никаких решений не было.
Президент РФ Владимир Путин обсудил в телефонном разговоре с президентом Украины Виктором Януковичем вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе связанные с таможенным оформлением грузов на российско-украинской границе. Обе стороны заявляют, что никакой "торговой войны" нет.