Заполярье слышит стук колес

Ученые приступили к исследованиям на трассе печально известной Трансполярной магистрали. За два года им предстоит выяснить, можно ли построить современную железную дорогу в условиях вечной мерзлоты. Одна из целей - соединить с основными российскими магистралями Норильский промышленный район.

«Есть один важный регион для нашей страны - Арктика. Был такой проект, начатый в 1949 году, который назывался «Проект 503». Это строительство железной дороги Норильск - Уренгой. Многие про него слышали, но мы бы хотели его изучить более подробно, более детально и, в том числе, может быть, с перспективой возрождения этого проекта для нашей страны и для освоения Сибири. Пока провели первый рекогносцировочный заезд для того, чтобы уже более осознанно провести большую экспедицию по изучению», - заявил член попечительского совета Русского географического общества Леонид Михельсон.

«Стройка 503» печально известна тем, что велась силами заключенных. Условия были соответствующие. Проект свернули сразу же после смерти Иосифа Сталина. Какие-то участки (ближе к западным регионам) успели достроить, красноярская же часть была брошена. Консервировать объекты не стали, просто оставили в тайге все, как есть. Если применительно к сталинской эпохе экономическая целесообразность строительства еще была дискуссионной, то в наше время сомнению она уже не подвергается. Особенно в последние годы, когда на первое место выходит тема освоения Русского Севера, Арктики. Как писал ранее «Век», только на красноярском Таймыре готовится к реализации множество проектов, связанных с добычей углеводородного сырья, угля. Появление выхода к железнодорожным магистралям в увязке с дальнейшим развитием Севморпути способно дать мощный синергетический эффект. Не говоря уже о том, что спасет от постепенного умирания многие населенные пункты. Например, Игарку, население которой за последние 30 лет сократилось примерно в 5 раз.

Предметом изучения экспедиции РГО станут два варианта трассы. Первый – из Ямало-Ненецкого АО через поселок Янов Стан, затем Туруханск, Игарку и дальше на Таймыр до Норильска. Он, как отмечается, как раз повторяет старый советский вариант. Второй путь трассы более современный. Он больше учитывает размещение месторождений полезных ископаемых. Тоже стартует в ЯНАО, но севернее – в поселке Новозаполярный. Затем захватывает Русское нефтегазоконденсатное месторождение, откуда идет в Дудинку и Норильск. Северные планы включены в стратегию развития железнодорожной отрасли РФ до 2030 года. Причем, там прописаны еще более масштабные начинания. Речь идет о создании масштабного Северного широтного хода через Салехард, Надым, Хорей, Пангоды, Новый Уренгой и Коротчаево, а также развитие железнодорожных подходов к нему, включая ветку до Норильска.

Реклама на веке

Хотя, разумеется, стоит прислушаться и к скептикам. Планов, спору нет, много. Но будут ли они реализованы? Можно вспомнить, например, о проекте Северо-Сибирской железной дороги, который был на слуху 10 лет назад. Планировалось, что Севсиб пройдет от Нижневартовска (ХМАО) через Томскую область, потом через Лесосибирск в Красноярском крае и оттуда до Усть-Илимска в Иркутской области, дойдя до БАМа. Речь шла о том, что дорога станет частью программы освоения Нижнего Приангарья. То есть, займет место в ряду таких масштабных инвестиционных проектов, как завершение строительства Богучанской ГЭС и создание Богучанского алюминиевого завода. По факту идея полностью заглохла. Хотя тоже казалась экономически оправданной.

«У меня нет информации о потребностях в таких проектах: есть ли пассажиры и грузы, которые требуют перевозки. И как-то странно выходит с приоритетами. Есть ведь еще проект железной дороги в Туву. Но там опять все заглохло, хотя потребность в нем совершенно определенно имеется. Соединить Норильск с Игаркой? Если не ошибаюсь, они и так соединены рекой. Сезонность? Есть сомнения, что будут пассажиры и грузы, которые обязательно перемещаются в межсезонье. Очевидно, что для пассажиров лучше было бы развитие авиасообщения. В целом, вопрос неоднозначный. Не станет ли этот проект простым освоением финансовых ресурсов, не повиснет ли он потом мертвым грузом, потребовав бюджетных субсидий для реализации?» - заявил «Веку» доцент кафедры транспорта Политехнического института СФУ Александр Фадеев.

Чиновники, впрочем, как всегда настроены оптимистично. «Полярная магистраль на участках «Русское - Игарка» и «Игарка - Норильск» закончит оформление Игарки как крупного комплексного транспортного узла. Реализация проекта позволит создать прямое железнодорожное сообщение с Норильским промышленным районом, а также свяжет его с территорией Ямало-Ненецкого автономного округа. Регионы Западной Сибири получат возможность транспортного выхода к Северному морскому пути», - заявил министр транспорта Красноярского края Константин Димитров.

Реклама на веке
Пора недовольства: протесты разгораются в разных странах мира Телефонные мошенники придумали новый способ кражи денег