Об отказе строительных компаний от серьезного обновления парка специальных машин свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. За январь-июнь нынешнего года на российском рынке было реализовано на 10% меньше техники для строительства и других специализированных машин, нежели год назад. Хотя визуально падение является достаточно скромным, оно свидетельствует о том, что строительный рынок демонстрирует наиболее затяжное падение, начиная с 2006 года, поясняет руководитель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.
После рекордного обвала на 65%, датированного прошлым годом, компании продолжают сокращать закупки новой техники. Ощутимее всего уменьшились объемы закупок колесных и гусеничных экскаваторов – соответственно, на 26% и на 22%, а также на экскаваторы-погрузчики – на 18%. Зато самосвалы с жесткой рамой и самоходные грейдеры приобретать стали чаще – на 100% и на 8%. Правда, первых на российским рынке продали всего 57 единиц, поэтому двукратный рост не показателен.
Эксперты АЕБ полагают, что часть строительных компаний отказались от приобретения новой техники, поскольку ее стоимость увеличилась после вступления в силу утилизационного сбора. Таким образом, сформировался отложенный спрос, который уже к концу нынешнего года может привести к увеличению продаж. А источники в строительной отрасли говорят, падение продаж спецтехники наблюдается уже третий год, и оснований рассчитывать на изменение ситуации нет, поскольку государство не выделяет отрасли финансовую поддержку. При этом большая часть приобретаемой отечественными компаниями техники завозится из-за рубежа. Что касается утилизационного сбора, то он взвинтил цены не только на новую, но и бывшую в употреблении технику. Как следствие, количество продаж крупной подержанной спецтехники по отдельным наименованиям упало в 5,5 раза. Что касается новых машин, то их пока чаще всего продают без утилизационного сбора – речь идет о машинах, которые были собраны в 2014-2015 годах и все еще находятся на складах.
При этом ситуацией на рынке встревожены не все компании. В «ЧТЗ-Уралтраке», которая специализируется на выпуске бульдозеров и трубоукладчиков, отмечают, что рост продаж за первые шесть месяцев нынешнего года составил порядка 20%, а уровень конкурентоспособности отечественной техники возрос благодаря введению утилизационного сбора для импортных машин, а также их подорожанию в рублях в силу девальвации.