Тува сейчас, напомним, отрезана от «большой земли» горными перевалами. Транспортное сообщение осуществляется только по воздуху и автодорогам. Серьезные объемы природных ископаемых таким способом не перевезешь. Между тем, в регионе есть вся таблица Менделеева, включая весьма востребованный сегодня на внешнем рынке уголь. «Тува может внести хорошую лепту в экономику страны. Мы являемся одним из самых богатых регионов по полезным ископаемым, у нас есть редкоземельные металлы, у нас одних только коксующихся углей более 20 млрд. (тонн, - прим. ред.). В регионе давно появились компании с лицензионными соглашениями на угольные месторождения. Все они ждут, когда появится железная дорога», - говорит глава РТ Шолбан Кара-оол. В частности, разработкой угольного месторождения в регионе занимается такой гигант, как «Евразхолдинг». В пресс-службе компании «Веку» пояснили, что «Евраз» вложил около $200 млн. в строительство шахты на принадлежащем ему Межегейском месторождении. Она была запущена три года назад. Сейчас вышла на отметку примерно в 1 млн. тонн угля в год.
Еще один крупный держатель лицензии (Элегестское месторождение) - АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», которую создал предприниматель Руслан Байсаров (известный также, как бывший зять Аллы Пугачевой). До ТЭПК курагинский проект с 2000-х годов по разным причинам несколько раз менял операторов и подрядчиков, а старт работ переносился на более поздние сроки. Изначально его реализовывали структуры банкира Сергея Пугачева, которого непростая судьба российского предпринимателя в итоге привела к банкротству и бегству за рубеж. Впрочем, и у ТЭПК не получилось реанимировать проект сразу. Несколько лет он пробыл в непонятном статусе. И только в этом году 1 апреля было объявлено, что генеральным подрядчиком строительства инфраструктуры линии Элегест – Кызыл – Курагино станет ОАО «РЖД, которое будет актуализировать ПСД и строить полотно. «Это долгожданное событие, мощный проект. Это вывоз порядка 15 млн. тонн груза в год. Это не только связь всего транспортного комплекса, расширение возможностей железных дорог по перевозке груза. Это возможность для выхода на новые экспортные рынки, возможность впоследствии продолжить железную дорогу на территорию сопредельных государств, расширить экспортные возможности, поставлять наши грузы в другие государства, что также принесет большие выгоды для развития энергетического и транспортного комплекса страны», - заявил министр транспорта РФ Евгений Дитрих.
Добавим, что строительство железнодорожной линии включено в состав комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», который реализуют Красноярский край, Тува и Хакасия. Протяженность новой линии составит 410 км. Она будет однопутной и не электрифицированной. То есть, рассчитанной на тепловозы. Ветка пройдет через гористую местность - природный парк Ергаки, что потребует прокладки 8 тоннелей и 127 мостов. Вопрос номер один – финансовые затраты. На данный момент стоимость строительства оценивается почти в 130 млрд. рублей. Их происхождение остается не ясным. Некоторые СМИ почему-то поспешили объявить, что это будут деньги РЖД. В ТЭПК заявляют, что не планируют обращаться за помощью федерального бюджета или госструктур. Сейчас ведутся переговоры с ведущими банками по поводу финансирования. Поскольку заинтересованность государства в этой железной дороге очевидна, что подтверждает участие РЖД, есть уверенность в том, что вопрос будет решен положительно. Впрочем, здесь можно усмотреть долю лукавства. Если финансировать проект будет ВЭБ (а только он выглядит самой подходящей структурой), то что это, если не государственные средства? Строительство займет более четырех лет. Но конкретные сроки начала работ и сейчас не называются.
Хотя есть серьезная уверенность в том, что случится это до конца текущего года. В Хакасии уже прошло первое совещание участников проекта (Абаканское отделение Красноярской железной дороги к новой трассе ближе всего). «Это смотр всех главных сил, которым предстоит строительство. Работа переходит в практическую плоскость. Всего было около 80 руководителей подразделений Министерства обороны и Российских железных дорог. Довольно было внятно сказано, что дорога строится с расчетом на выход в другие страны», - говорил Кара-оол. Участие Минобороны в совещании не случайно. Подтверждается озвученная ранее информация, что к строительству будут привлечены железнодорожные войска. Кстати, для нынешнего руководство Хакасии неприятным сюрпризом стало участие в совещании бывшего главы РХ Виктора Зимина. После проигрыша на прошлогодних выборах он недолго пробыл без дела и теперь занимает пост заместителя гендиректора РЖД. Курировать курагинский проект предстоит именно Зимину. Разумеется, больше прочих регионов окончания строительства ждет Тува. Для нее это станет историческим событием, ее «открытием окна в Европу» регионального уровня. «Само строительство – это около 10 тыс. вакансий. После запуска дороги в республике появится более 4 тыс. рабочих мест. Особые надежды мы возлагаем на развитие туристической сферы. Увеличение потока туристов – это строительство новых баз, терминалов, прочих объектов инфраструктуры. Мы поддерживаем все, что связано с этим проектом», - заявил «Веку депутат Хурала (Заксобрания) РТ Виктор Глухов.