18+
  1. «Аксиома» для воронежского аэропорта

«Аксиома» для воронежского аэропорта

«Аксиома» для воронежского аэропорта
Недавнюю новость о том, что международный аэропорт Воронеж впервые принял среднемагистральный борт Boeing-737-800 авиакомпании «ЮТэйр», на котором из Москвы прилетело 78 пассажиров, омрачили скандалы вокруг «Воронежавиа», включающем авиавокзальный комплекс.

«Аксиома» для воронежского аэропорта

ЦитатаАрестовано имущество ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа». В чьих руках окажутся воздушные ворота Черноземья?Конец цитаты Сначала миноритарный акционер компании, «СекьюритизИнвестГрупп» (СИГ), добился через арбитражный суд ареста имущества «Воронежавиа», затем сорвалось собрание его акционеров. Завершение реконструкции аэропорта ожидается не раньше 2016-2017 годов, что, безусловно, отражается на имидже столицы Черноземье и ее инвестиционной привлекательности, за которую так ратуют власти.

Новости не выбирают

«Аксиома» для воронежского аэропорта

В последние недели события вокруг аэропорта Воронеж развиваются с большой скоростью.

Сначала появилась хорошая новость о том, что туда приземлился первый в истории города Boeing. Прием рейса, который на поверку оказался техническим, в «Воронежавиа» назвали очередным этапом в программе ввода в эксплуатацию реконструированной взлетно-посадочной полосы и ее инфраструктуры. Событие, очевидно, гораздо более важным в плане инвестиционной привлекательности города, нежели появление в нем во времена бывшего мэра Александра Ковалева первого «Макдональдса». Все-таки оно работает на Воронеж как крупный транспортный и инфраструктурный узел.

Вслед за приземлением Boeing появилась вторая отличная новость. Стало известно, что уже к 1 января новый мажоритарный акционер «Воронежавиа», финансовая корпорация «Аксиома» (контролирует больше 45% акций), собирается завершить реконструкцию здания авиавокзала, от вида которого плюются прилетающие в город бизнесмены, да и сами воронежцы.

«Аксиома» для воронежского аэропорта

депутат ГД РФ, основатель финансовой группы «Аксиома» Сергей Журавлев

Впрочем, и в «Аксиоме» депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Журавлева, и в «Воронежавиа» руководствуются, прежде всего, не внешним и внутренним видом вокзала, хотя и он, конечно, нужен, а перераспределением пассажиропотоков. В результате реконструкции на первом этаже здания разместится зона прилета, система регистрации и прием багажа. Ну а на втором - зона вылета внутренних и международных рейсов. Как надеется инвестор, аэропорт увеличит пропускную способность с 80 до 200 пассажиров в час на международных линиях и со 180 до 360-400 человек - на внутренних. Не факт, кстати, что реконструкция завершиться именно к 1 января - как правило, такие проекты имеют обыкновение реализовываться с задержкой. Но то, как рьяно новый собственник взялся за наведение порядка, не может не радовать.

Однако сразу за хорошими известиями в информационное пространство стали врываться новости, касающиеся опять же «Воронежавиа», одна негативнее другой. Сначала миноритарный акционер компании СИГ, принадлежащей, как говорят в кулуарах, то ли бывшему воронежскому сенатору и долларовому миллиардеру Глебу Фетисову, то ли сыну бывшего губернатора Владимира Кулакова, через суд добился ареста имущества «Воронежавиа». Затем сорвалось общее собрание акционеров. В общем, как скелеты из шкафа, на нового собственника депутата Сергея Журавлева стали вываливаться проблемы, доставшиеся ему в наследство от авиакомпании «Полет» бизнесмена Анатолия Карпова.

«Аксиома» для воронежского аэропорта

Анатолий Карпов

Минимизация оффшором

«Аксиома» для воронежского аэропорта

О необходимости приведения воздушной гавани столицы Черноземья в цивилизованный вид губернатор Алексея Гордеев заговорил с первого года своего правления регионом. Именно благодаря его настойчивости в аэропорту прервалась монополия «Полета». Региональные власти долго и безуспешно пытались найти для воздушной гавани инвестора. Интерес к активу проявляли российские холдинги «Новапорт» и «Кратос», канадская SNC Lavalin, французские Business Bridge и Aeroport Paris Vatry. Но все они отказались от вложений в аэропорт, не будучи уверены, что отобьют средства. Как говорили в авиакомпании «Полет», чтобы инвестиции имели отдачу, необходимо генерировать ежегодный пассажиропоток в 500 тыс. человек. А, например, в 2012 году он еле перевалил за отметку в 300 тыс. пассажиров.

Дела у самого карповского «Полета» тоже не клеились. Он не выдерживал график лизинговых платежей за самолеты Ан-148 воронежского производства.

«Воронежавиа» едва-едва удалось избежать введения процедуры банкротства по иску коммунальщиков. Арбитраж предложил сторонам уладить дело мировым соглашением. Кроме того, у «Воронежавиа» и «Полета» регулярно образовывались долги по зарплате перед сотрудниками, вмешивались и губернатор Гордеев, и облпрокуратура. Кстати, по информации надзорного ведомства, только в начале сентября «Полет» погасил 28 млн рублей. Более того, исходя из отчетности авиаперевозчика за прошлый год, на его балансе не числилось ни одного самолета. По предположению экспертов, Анатолий Карпов использует офшорные схемы владения воздушными судами, чтобы минимизировать налогообложение.

Минувшей весной деятельность «Полета», который долгие годы, складывалось ощущение, вел себя по отношению к аэропорту Воронеж как собака на сене, жестко раскритиковал Алексей Гордеев. «Аэропорт в его нынешнем состоянии не может быть лицом города, - заявил губернатор. - Мы предлагали собственникам «Воронежавиа» искать инвестора и помогали его искать. Ждали три года. Нет. Тогда мы предложили собственникам выкупить аэропорт в собственность области. Тоже нет. Они пугали нас перерегистрацией в другой регион. Вообще говоря, нам важно, чтобы в Воронеже была своя авиакомпания. Мы ее готовы и будем всячески поддерживать. Но то, что она контролирует аэропорт, - нонсенс с точки зрения антимонопольного законодательства. Нигде в мире такого нет, чтобы аэропорт принадлежал перевозчику».

В дальнейшем, с одной стороны, под давлением губернатора, но, с другой - обстоятельств Анатолий Карпов был вынужден продать контрольный пакет акций аэропорта корпорации «Аксиома» Сергея Журавлева. Карпов говорил, что готов отдать актив за 180 млн рублей, чтобы отбить свои инвестиции, но на какую сумму они договорились с Журавлевым, не раскрывалось.

Авиационный долгострой

«Аксиома» - прежде всего, строительная компания. Так что аэровокзальный комплекс, входящий в структуру «Воронежавиа», - для нее непрофильный бизнес . Тем не менее, планы Журавлев с самого начала вынашивал наполеоновские, обещая сделать из аэропорта Воронеж конфетку: «В годы пикового развития пассажиропоток составлял 1,5 млн человек в год, и из Воронежа летали в любую точку страны. Но сейчас рынок диктует несколько другие условия. Наша задача - накрыть континентальную Европу и страны Северной Африки: Египет, Оман, Объединенные Арабские Эмираты».

Но тут надо понимать следующую вещь. Взлетно-посадочная полоса (ВВП) аэропорта Воронежа находится в федеральной собственности, на балансе ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а здание аэровокзала - частное. Оно у «Воронежавиа», контрольный пакет теперь у «Аксиомы». В идеале реконструкция ВПП и вокзала должны осуществляться синхронно. Правда, выдерживать единую политику модернизации до сих пор не удавалось. Не удается и сейчас. К настоящему времени проведены реконструкция периметра, ВПП и светосигнального оборудования.

Если корпорации «Аксиома» удастся до конца года справиться с намеченным объемом работ по переоборудованию здания аэровокзала, то на следующем этапе реконструкция воздушного порта в целом выйдет на финишную прямую. Речь идет о ремонте оставшейся части перрона и двух рулежных полос стоимостью около 1 млрд рублей. Встречаясь в прошлом году с помощником президента России Игорем Левитиным, губернатор Алексей Гордеев пытался добиться переноса сроков финансирования модернизации объекта с 2015 года на 2013 и 2014 годы. Как тогда заявлялось, в 2013-м области в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» будет выделено 335 млн, а в 2014-м - 700 млн рублей. Но очевидно, что Левитин не оправдал ожиданий Гордеева. О ремонте перрона и рулежных полос никто из чиновников не вспоминает. И даже если завершающий этап реконструкции «Воронежа» начнется в 2014 году, он затянется по меньшей мере на два-три года, до 2016-2017 годов.

Миноритары против

«Аксиома» для воронежского аэропорта

И вот как раз на фоне затягивающейся модернизации воздушной гавани столицы Черноземья начинают развиваться пусть не шекспировские, но все-таки страсти. В принципе, основы нынешних проблем заложил бывший собственник «Воронежавиа» Анатолий Карпов, когда не смог уберечь актив от появления у него достаточно крупного миноритария, фирмы СИГ (35% акций). Став главным акционером, корпорация «Аксиома» первым делом начала разбираться с долгами «Воронежавиа» и на внеочередном собрании акционеров одобрила допсоглашения к кредитным договорам с банком «Юникредит» на сумму 60 млн рублей. Деньги брались в 2011 году под реконструкцию аэродрома. Однако в СИГ заявили, что «даже при незначительном нарушении условий договора все движимое и недвижимое имущество аэропорта переходит во внесудебном порядке в собственность банка, в том числе здание аэровокзала и все объекты инфраструктуры». Также там опасались переуступки «Юникредитом» прав требования по договорам третьему лицу, в результате чего остальные акционеры «будут владеть акциями практически с нулевой стоимостью».

В общем, переводя с корпоративного языка на русский, в компании-миноритарном акционере побоялись, что, вступив в сговор с банком, «Аксиома» уведет имущество авиавокзала , и через арбитражный суд добились ареста имущества. Конечно, такая мера едва ли помешает Сергею Журавлеву продолжать развитие актива, но нервы точно потреплет. Кроме того, на днях сорвалось очередное собрание акционеров (должно было пройти 1 октября – FLB.ru), на котором «Аксиома», как мажоритарий, собиралась поменять гендиректора аэропорта. Сорвалось из-за отсутствия представителей «Аксиомы». В компании не комментируют причины его неявки, имея, видимо, причины темнить. В любом случае, очевидно, что решить все проблемы воронежского аэропорта кавалерийским наскоком, выдавив оттуда Анатолия Карпова, Журавлеву и властям пока не удалось», завершает повествование автор статьи Константин Чаплин

Корректирующая справка от FLB:

«Аксиома» для воронежского аэропорта

ОАО «СекьюритизИнвестГрупп» в конце сентября обратилось в Воронежский Арбитражный суд с иском к ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» и ЗАО «ЮниКредитБанк» о признании недействительным решения общего собрания акционеров, проведенного 24 июля этого года, и дополнения к договору об ипотеке. Судебное заседание назначено на 21 октября.

До вынесения судебного решения и вступления его в законную силу в качестве обеспечительной меры на имущество «Воронежавиа» наложен арест. В аэропорту «Воронеж» арестована часть здания аэровокзала на 400 пассажиров, здание столовой, насосная станция, безангарное здание, компрессорная, док-склад, новая котельная и четыре земельных участка специального назначения.

Как напоминает ИА REGNUM, этим летом пакет в 46% акций, ранее принадлежавший авиакомпании «Полет», был продан финансовой компании «Аксиома». Еще 35% акций находится в собственности ООО «СекьюритизИнвестГрупп». 4,95% принадлежит региональному правительству, которое, как ранее сообщали областные СМИ, само хотело выкупить контрольный пакет акций.

Чуть раньше агентство ABIREG.RU сообщало, что на последнем совете директоров в конце августа генеральный директор доложил, что задолженность по кредиту составляет 6,5 млн рублей . «ЮниКредитБанк» сообщил, что права по кредитному договору уже уступлены третьему лицу».

24 июля акционеры «Воронежавиа» на внеочередном собрании одобрили внесение дополнений в условия двух сделок, совершенных в 2011 году. Речь идет о договоре ипотеки и связанном и ним договоре залога по кредитной линии лимитом в 50 млн рублей, выданной «ЮниКредитБанком» на три года на реконструкцию аэровокзала. Залогом в сделке выступали здание аэровокзала, насосная станция, здание столовой, безангарное здание, здание компрессорной, котельной и земельные участки под ними. По новым условиям сделки, даже при незначительном нарушении условия договора (например, при просрочке любого платежа на один день) все движимое и недвижимое имущество аэропорта переходит во внесудебном порядке в собственность банка.

Незадолго до собрания акционеров ООО распространило сообщение, в котором говорилось, что «мажоритарный акционер общества и генеральный директор общества готовятся совершить сделку, направленную на отчуждение по заниженной цене основного имущества авиакомпании, включая здание аэровокзала аэропорта города Воронежа и всю инфраструктуру аэропорта». Впрочем, в облправительстве считают опасения московской компании бессмысленными и напоминают, что за время владения пакетом аэропорта компания не вложила в его развитие ни копейки.

К тому же встал вопрос о снятии Андрея Шагунова, гендиректора ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа», которого должен заменить экс-руководитель аэропорта Хабаровска Алексей Власов.

По неофициальной информации, Алексей Власов уже приступил к работе в «Воронежавиа», но пока в статусе заместителя гендиректора . На 1 октября, напомним, было назначено общее собрание акционеров компании, где должны были быть досрочно прекращены полномочия действующей руководителя Андрея Шагунова и выбран новый гендиректор. А на 29 октября запланировано обновление состава совета директоров. Решение о смене гендиректора, очевидно, связано со сменой собственников аэропорта.

Однако, как стало уже известно из сообщения «Коммерсант Черноземье. Воронеж», основные акционеры «Воронежавиа» бойкотировали общее собрание, которое вчера не состоялось из-за отсутствия кворума. Вместо необходимых 50% акционеров на мероприятии зарегистрировалось 5% (9,535 тыс. голосов), крупнейшим из которых стало правительство Воронежской области (4,95% акций). Сроки переноса собрания пока неясны.

Основной акционер «Воронежавиа», финансовая компания «Аксиома» (порядка 46%), не комментирует отсутствие на ей же инициированном собрании . В московском ООО «СекьюритизИнвестГрупп» (СИГ, 35%) пояснили, что не пришли на собрание, поскольку не могут доверять «ставленникам нового акционера, который преследует свои интересы, реализуя схему вывода имущества».

Напомним, что в своем недавнем письме к губернатору Алексею Гордееву, прокуратуре и СМИ гендиректор СИГ Евгений Ерусов заявлял о попытке авиакомпании «Полет» (акционера аэропорта) вывести активы без учета интересов всех сторон . В письме упоминался договор об открытии кредитной линии на 50 млн рублей, заключенный «Воронежавиа» (юрлицо аэропорта) с «ЮниКредит банком», залогом по нему выступает имущество аэропорта. Как подозревали в СИГ, «Полет» во внесудебном порядке должен был попытаться под предлогом невозврата кредита уступить активы банку, а тот в свою очередь перевести по заниженной стоимости имущество аэропорта на новое юрлицо, аффилированное с «Полетом».

В СИГ опасаются, что с приходом нового гендиректора воронежского аэропорта обозначенные процессы приобретут более ярко выраженный характер.

Как сообщало в июле агентство ABIREG.RU – Финансовая компания «Аксиома», намеревающаяся приобрести контрольный пакет акций ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» (контролирует местный аэропорт) у руководства авиакомпании «Полет», на днях зарегистрировала новое юрлицо – ООО «Аэропорт «Воронеж».

Основным видом деятельности ООО значится управление аэропортами. Совладельцами организации являются физлица – Евгений Платонов (75%) и Владимир Лысенко (25%). Тем не менее, о принадлежности компания к «Аксиоме» говорит тот факт, что у компаний совпадает адрес регистрации (ул. Пушкинская, 4а). Помимо этого, Евгений Платонов, по данным из открытых источников, является руководителем отдела продаж «Аксиомы».

И еще один забавный факт

«Аксиома» для воронежского аэропорта

Любопытную информацию о ФГ «Аксиома» опубликовал в конце апреля «Воронежский городской портал».

«Воронежские эко-активисты уже больше года воюют с финансовой компанией «Аксиома», которая присвоила себе 15 гектар земли, на которой растет сосновый лес на окраине Северного микрорайона. Согласно официальной версии данная территория необходима для строительства детского сада на 220 мест. О данной инициативе наглядно сообщает плакат на местности .

Эко-активисты считают, что на самом деле данный плакат вводит в заблуждение всех прохожих в районе жилого комплекса «Северная корона». Информация на нем только сообщает о мечтах руководства «Аксиомы» что-нибудь построить по адресам: улицы Миронова, 46, Антонова-Овсиенко 33 и Антонова-Овсиенко, 33в. Об этом подробно было изложено в письме защитников леса в апреле 2013 года к и.о. мэра Воронежа Геннадию Чернушкину.

Все бы ничего, да и цель вроде благая, к тому же застройку «Аксиома» намерена вести по долгосрочной муниципальной целевой программе... Вот только руководство компании делит шкуру еще не убитого медведя.

Чтобы начать строительство любого объекта на территории лесного массива, который относится к зонам Р1 и Р2 (лесопарковая зона), их необходимо по документам перевести в зону Ж7 (многоэтажная жилая застройка). Чем в данный момент активно и занимается руководство ФК «Аксиома», основателем которой является депутат госдумы от ЛДПР Сергей Журавлев. В подтверждении серьезности своих намерений на встрече с активом профсоюза граждан (в апреле текущего года) он даже назвал 15 гектар соснового леса чахлым кустарником . Сами собой здесь напрашиваются два нелестных вывода: 1 - в его глазах бревна или 2 - депутат Сергей Журавлев вдруг стал Гулливером и видит Воронеж страной лилипутов. Обидно, досадно, ну ладно.

Здесь отметим и другой не менее забавный момент. Сколько можно построить детских садиков на территории в 15 гектар? Ответ очевиден: очень много. Для сравнения - знаменитый американский Диснейленд по площади занимает всего 0,5 Га. К слову говоря, ни один здравомыслящий бизнесмен ради только одного детского садика не станет через десятые руки выкупать столь огромную территорию, чтобы в дальнейшем вырубить на ней многолетний хвойный «кустарник» высотой по 30 метров для строительства единственного детского садика!

Следующим забавным фактом является то, что Гулливер с бревнами в глазах в своей деятельности довольно часто поднимает вопрос о нехватке лесных массивов на территории Воронежа , так как город растет, а дышать, увы, нечем. Когнитивный диссонанс, однако. И хотя Журавлев на данный момент собственником «Аксиомы» официально уже не является, но по народному мнению он продолжает активно лоббировать интересы компании . Более того периодически появляются и широко распространяются соцопросы на тему вырубки Северного леса от частных консалтинговых фирм. Объективность данной информации заслуживает сомнений.

Так какая аксиома ждет воздушные ворота Черноземья?