«Уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентный, - сказал глава государства - Очевидно, что истоки многих проблем - прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив».
И это при том, что только в этом году на развитие юга России и Чечни было выделено более 26 млрд. рублей, а в Ингушетию до 2016 года правительство собирается «вбухать» еще 32 млрд. «Средства значительные, - предупредил Медведев. - Однако эффективность их расходования оставляет желать лучшего, часть средств почти открыто разворовывается чиновниками. И это в то время, когда безработица и массовая бедность достигли на Кавказе чрезвычайных масштабов». В связи с этим президент пообещал, что вскоре будет назначен человек, персонально ответственный за положение дел в «подбрюшье России». Какие полномочия необходимо иметь «смотрящему за Кавказом», почему столь неэффективна современная политика в регионе, и где взять хорошего «наместника» - эти и другие вопросы «Век» задал философу и социологу, профессору МГУ Александру ДУГИНУ.
- Александр Гельевич, президент, говоря о Кавказе, позволил себе несколько повысить градус своей речи: «С теми, кто будет мешать нам, разберёмся», - сказал он. Это чтобы показать серьезность намерений?
- Ее и показывать не надо, ситуация уже такая, что намерения должны быть самыми серьезными. Кавказ – это болезненная проблема российской государственности, это именно та точка на территории нашей страны, от которой зависит судьба сохранения ее территориальной целостности. Кавказ – это постоянное напоминание о необходимости прикладывать колоссальные усилия и тратить огромные средства для того, чтобы гармонизировать там социальные, межэтнические и межконфессиональные отношения. Поэтому выделение Кавказа в особую зону повышенного внимания – абсолютно рациональное предложение Медведева.
На самом деле в наше время мало кто способен успешно реализовывать главные стратегические задачи по укреплению Кавказа и противодействию тем негативным тенденциям, которые там сейчас есть. Я имею в виду и оборонную, силовую, и мирную, гуманитарную функции, которые должна взять на себя власть.
Я знаю всех людей, которые сегодня квалифицированно занимаются в России Кавказом, и утверждаю, что есть только 2-3 человека, которые достаточно компетентны в том, чтобы занять должность куратора этого региона и представителя России в нем.
- Депутаты Государственной Думы по мотивам президентского послания уже предложили некоторые кандидатуры. Среди них – вице-премьер Дмитрий Козак, замглавы МВД Аркадий Еделев, а также опальный экс-глава «Русснефти», ингуш по национальности Михаил Гуцериев. Они, по-вашему, способны понести ответственность за Кавказ?
- Если назначить кого-то из них, то идея будет дискредитирована моментально. Во-первых, «наместником» Кремля на Кавказе не может быть представитель какого бы то ни было этноса. Гуцериев или, например, Керимов исключаются только потому, что Кавказ – система, которая просто не потерпит уроженца одной из местных этнических групп. Любой группы! Это исключено заведомо, потому что успешно там может действовать только русский.
- Значит, те 2-3 человека, о которых вы говорите, русские? Вы можете их назвать?
- Нет. Они малоизвестны широкой публике, я думаю, и многие депутаты о них даже не подозревают. Речь идет о тех профессионалах, которые до сих пор держат Кавказ в составе Российской Федерации. Это не официальные лица, а реальные «смотрящие», которые ведут ежедневную, страшную, подчас кровавую работу. Может быть, журналистам это и неизвестно, но количество предотвращаемых в этом регионе терактов сегодня в огромной мере превосходит количество совершенных. Об этом не говорят, это закрытая информация, существует правило не разглашать ее. И, слава Богу, что общественность не знает реального масштаба террористической активности в современном Кавказе. Те, кто ей противодействуют, не дают комментариев телеканалам, эти люди в тени, но их лично знают президент и премьер.
- Если они их знают, то, может быть, и куратором Кавказа станет один из них?
- У меня есть подозрение, что должность «ответственного по Кавказу», к сожалению, станет либо очередной синекурой, либо ссылкой для чиновников. Назначение сюда будет восприниматься либо как показатель карьерного роста, либо как знак понижения доверия со стороны Кремля. Как это было со многими полпредами, за исключением, может быть, Устинова и Казанцева. У тех, по крайней мере, были армейско-силовые взгляды на ситуацию, кстати говоря, достаточно адекватные тому, что происходило в их бытность на Кавказе.
Если же туда поставить чиновников из Санкт-Петербурга, то глупее этого шага представить трудно. Это люди совершенно другого профиля. Они вполне могут занимать самим Санкт-Петербургом, это их интеллектуальный горизонт. Путин, кстати, другое дело - до того, как стать чиновником, он был разведчиком, а значит, имеет знания о мире, а не только о родном городе. Люди же, которые работали в питерских юридических конторах и дальше своего носа не видели, конечно, не имеют права занимать серьезной геополитикой.
На эту должность нужно назначать силовиков-практиков, изнутри знающих Кавказ, облазивших там все во время тех же чеченских кампаний. Этаких генерал-губернаторов в том смысле, что губернаторы эти в первую очередь должны быть генералами, а не юристами-крючкотворами или политиканами. Генералами, которые знают цену крови, цену жизни, знают страну. Которые сами имеют личный боевой опыт. Присланные «паганели», шуты гороховые, конечно, будут иметь на Кавказе формальное уважение, но оно будет иллюзией. Чтобы понять Кавказ, надо «прожить» Кавказ, надо пострадать на Кавказе. Видеть трупы, «потрепаться» в различных межэтнических столкновениях, понимать нюансы конфессиональных традиций, надо вообще быть этнологом-практиком. Здесь требуется крайняя пассионарность, куда этим тихим кабинетным чиновникам?
- Кадыров не мог бы стать такой фигурой? Пассионарен, облазил Кавказ, знает традиции, пользуется уважением.
- Компетенция Кадырова начинается и заканчивается Чечней. К тому же, повторюсь, ни один представитель какого-нибудь кавказского этноса не сможет претендовать на компетенцию дальше своего этнического круга. Потому что он не сможет иметь равноудаленного, бесстрастного отношения со стороны других народов, а оно просто необходимо. Ведь там, где льется кровь, где сшибаются цивилизации, где бьются этносы и конфессии, где рядом проходят государственные границы, там находится реальный центр России, точка всех напряжений. Поэтому «заинтересованные» участники всех этих процессов не могут быть объективными.
- Медведев обещал назначить ответственного за Кавказ уже до конца года. То есть, решено действовать быстро. Какова, по-вашему, судьба этого проекта?
- Все зависит от назначенной фигуры. Понимаете, на Кавказе нужно не бюрократическое представительство России, а глубинное понимание этносоциологических процессов. Нужно государственное мышление вкупе со способностью действовать быстро, подчас жестко и главное – иметь смелость брать на себя ответственность, не бегая по каждому поводу спрашивать разрешение в Кремль. Это редкое сочетание, но такие люди среди русских силовиков есть, я их знаю, я с ними работаю. Часть их служит в системе ФСБ, часть – в ГРУ, кто-то работает в полпредстве. Они имеют боевой опыт не только Кавказа, но и Афганистана, и Анголы, кто-то был в 90-е годы в Латвии. И даже если президент назначит «смотрящим» какого-нибудь «пенька», то все равно именно они будут тянуть лямку. Но тогда зачем вообще нужен этот новый пост?